Создание условий для формирования экологических представлений дошкольников

Ольга Юркевич
Создание условий для формирования экологических представлений дошкольников

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложено, что понимание многообразия предметного мира детьми будет происходить эффективно, если мы согласно ФГОС будем использовать игру, познавательную и исследовательскую деятельность, общение, как основные механизмы развития ребенка. Считаю, что именно в проектной деятельности возможна интеграция различных видов деятельности, а, следовательно, наилучшее освоение детьми программного материала.

После изучения литературы и проведении диагностики воспитанников, первым, что я сделала - критически посмотрела на развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий детей по ознакомлению с природой. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

Пространство группы я разделила условно на зоны: зона спокойной деятельности, зона активной деятельности, рабочая зона. Особое место отвела рабочей зоне, так как в ней организуется продуктивная деятельность, совместная и самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность, а также свободная деятельности детей по интересам связанная с формированием экологических представлений. В спокойной зоне есть специальный центр, в котором для расширения кругозора о природе находятся разные энциклопедии познавательного содержания («Энциклопедия животных», «Я познаю мир», «Насекомые» и др., художественную литературу (произведения В. Бианки, Е. Чарушина, научно-популярную детскую литературу (журналы «Экология и жизнь»; иллюстрированный материал по темам, для формирования представлений детей о растениях, животных, неживой природе, пищевых связях и т. д. Среди компонентов предметно-пространственной среды в нашей группе имеются познавательные центры (центр «Науки», центр «Экспериментирования», центр «Воды и песка», информационное поле, стена творчества.

Потребность ребенка в игровой деятельности удовлетворяется через разные виды игрушек (игрушки-животные, игрушки-литературные персонажи, игрушки-заместители, из природного материала, игровые макеты, созданные совместно с дошкольниками в результате проектной деятельности «Водопад», «Антарктида», «Пустыня» и др. В трудовой - через орудия труда по уходу за растениями, в художественной – через наглядно – информационные предметы, облегчающие художественное восприятие, художественное творчество.

В рамках тематических недель игровые центры обновляются новыми атрибутами и содержанием. Созданы мини-музеи: «Природа нашего края», «Мир моих путешествий». В центре творчества появились образцы поделок из природного материала, репродукции художников, фотоальбомы, отображающие разное состояние природы. Центр «Науки» пополнился познавательной художественной литературой, иллюстративным материалом (картинками, фотоальбомами, карточками-схемами для экспериментирования, таблицами, картами, разрешающими и запрещающими знаками). Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное, слушают записи голосов животных и птиц, «Звуки природы». В центре «Экспериментирования» собрано оборудование для опытно-исследовательской работы, мною разработаны карточки-схемы экспериментов. В результате проектной деятельности обновляются сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (отдел «Овощи-фрукты», «Кулинария» (пироженые и хлебобулочные изделия, «Моряки» (морские обитатели, «Энтомологи» (насекомые) и т. д.

Таким образом, благодаря реализации проектов, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире в соответствии изучаемой темы. Обновление содержания предметной среды в нашей группе влияет на расширение и разнообразие деятельности детей. Воспитанники с интересом знакомятся с новыми предметами, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Среда стимулирует у дошкольников любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Создание условий для формирования экологических представлений дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 14:25
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...