Создание условий для преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования в ДОУ

Любовь Карелина
Создание условий для преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования в ДОУ

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой и организационной преемственности деятельности, отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащегося.

В свою очередь, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения, что является одним из ключевых направлений развития президентской инициативы «Наша новая школа».

Изучив все вышеизложенные проблемы, коллективом педагогов нашего учреждения совместно с педагогами школы была отработана единая нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность дошкольного учреждения в вопросах преемственности, составлен план преемственности, договор, положение о сотрудничестве.

Мы определили цель нашей совместной работы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе, реализующий непрерывность, целостность, системность воспитания и образования

Это предполагает гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, потому что вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди».

Готовить ребенка к школе - это значит активно развивать его учебно - познавательные мотивы (желание учиться) и те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Если преемственность на современном этапе рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка, то это не означает, что основной целью дошкольного образования является подготовка к школе. Философское определение понятия преемственности – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым определяется как основа поступательного развития личности ребенка. Из этого формируются основные задачи данного направления:

1. Согласовывание целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе.

3. Совершенствование образовательного содержания в ДОУ и начальной школе, а не натаскивание на результат.

В своей совместной работе со школой основные формы и методы обучения мы определили исходя из педагогической целесообразности, при этом учитывали самоценность каждого периода развития ребенка, его возрастные особенности и возможности. Так как распространенная негативная практика недооценки игровой деятельности и излишнее увлечение различными «школьными» формами и технологиями обучения провоцирует неоправданную искусственную акселерацию развития ребенка и «овзросление» дошкольного образования. А целенаправленное формирование учебной деятельности в начальной школе, как правило, упускает вне поля зрения физическое развитие детей, охрану и укрепление здоровья.

В свою работу по преемственности мы привлекаем родителей воспитанников, так как среди родителей в силу их педагогической некомпетентности бытует ошибочное мнение о раннем формировании общеучебных умений, многие из них считают, что раннее обучение чтению, письму обеспечит успешность самореализации ребенка в школе. Для этого создан «Клуб родителей будущих первоклассников», родители помогают нам в организации воспитательно - образовательной работы, проведения праздников, развлечений. Наша цель доказать родителям воспитанников, что ускоренное наращивание знаний, умений, навыков - это опасная тенденция. Такое обучение не может отвечать современным требованиям. Решая вопрос о том, какая программа лучше, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты индивидуального развития ребенка, потому что все дети развиваются по разному: один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развиваться в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь, многое зависит от формирования психологической готовности к школе, от развития общеучебных умений. Проанализировав свою совместную работу по преемственности, мы выявили приоритетные цели каждого этапа образовательной деятельности:

На дошкольной ступени это охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка, развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы это, в первую очередь, физическая культура ребенка, познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям, освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене.

В итоге проделанной совместной работы нами выявлено,:

• Познавательная активность ребенка выступает не только как необходимый компонент учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

• Через использование сюжетно - ролевых игр, игр - драматизаций, детского экспериментирования формируется у первоклассников творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития.

• Формируются у первоклассников коммуникативные навыки (умение общаться со взрослыми и сверстниками) как необходимое условие успешности учебной деятельности.

Л.  с.  выготский:
Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком

Публикации по теме:

Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности в условиях введения ФГТ и ФГОС Тема : «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности обучения в условиях введения ФГТ и.

Образовательный проект «Преемственные связи между ДОУ, школой и родителями будущих первоклассников». Презентация Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта: Преемственные связи между ДОУ,школой и родителями будущих.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Космос
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Создание условий для преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования в ДОУ
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 18:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок»
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок» Немцова Людмила Юрьевна воспитатель высшей категории ЦРР-детский сад №12...
Конспект прогулки в старшей группе «В гостях у лягушат»
Тема: «В гостях у лягушат» Цель: Формировать обобщённое представление детей о лете, о летних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха, о...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Музыкальное развлечение для малышей «В гости к нам пришла...
Фотоотчет об участии во Всероссийском фестивале «Вместе ярче»
С сентября по октябрь 2017 года в России проходит Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче , целью которого является популяризация...
Лэпбук «Осень»
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...