Папки-передвижки

Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности

Вера Селина
Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности

1 слайд Здравствуйте, уважаемая комиссия, разрешите представиться : я – Селина Вера Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории «Детского сада № 63 г. Дзержинска.

Общий педагогический стаж работы составляет 16 лет. Работаю в должности воспитателя 8 лет. щелк

2 слайд Уважаемая комиссия, представляю вам компьютерную презентацию по теме: «Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности». щелк

Публикация «Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности» размещена в разделах

3 слайд Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования. Становление, формирование моего опыта работы осуществлялось в рамках научно – исследовательских, методических, организационно – педагогических условий.

Исследования, посвященные изучению развития самостоятельности и формированию предметной деятельности ребенка раннего возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями.

Теоретико-методологическую основу опыта составляют: концепция периодизации возрастного развития Л. С. Выготского; психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева; исследования развития предметно-орудийной деятельности П. Я. Гальперина, С. Л. Новоселовой.

Эльконин Д. Б. рассматривал становление предметного действия в двух направлениях:

1. В плане развития самостоятельности, как базисной личностной характеристики ребенка.

2. В плане развития средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Исследования B.C.Мухиной, Е. О. Смирновой показывают специфику предметной деятельности : впервые в ней ребенку открывается функции предметов, а взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления предмета.

Основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого рассматриваются в работах Е. О. Смирновой. Ф. И. Фрадкиной. Линия совместной деятельности предствлена в схеме «ребенок — предмет — взрослый», при этом мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления, а общение становится формой организации предметной деятельности.

Методические условия.

Изучение методического пособия «Педагогика раннего детства» Г. Г. Григорьевой позволило выделить этапы освоения ребёнком предметного действия : от совместного с взрослым – к частичному или совместно-раздельному действию, затем выполнение действия ребёнком на основе показа, а так же самостоятельное действие ребёнка по речевому указанию взрослого.

Изучение пособий Ермоловой, Мещеряковой «Игры с детьми раннего возраста. Методические рекомендации», а так же Смирновой Е. О. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста» позволило актуализировать теоретические знания, а так же использовать игры и занятия, формирующие познавательную активность, восприятие и мышление, речевое развитие, коммуникативные навыки.

Организационно- педагогические условия личного вклада - это разработка опыта работы по теме: «Создание условий для формирования самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности», распространение его в сети интернет в форме публикаций на сайте ДОУ, на портале Маам.

Представление опыта работы на городском методическом объединении для воспитателей групп младшего дошкольного возраста по теме : «Использование сенсорно-двигательных игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

А так же разработка и реализация плана профессионального саморазвития «Развитие и формирование предметной деятельности детей раннего возраста».

Обучение на курсах в НИРО по теме: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей и особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО» щелк

4 слайд Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Одна из приоритетных задач системы образования на современном этапе- это воспитание самостоятельной, инициативной личности, умеющей ориентироваться в ситуации и потоке информации. Поэтому на первый план выходят не столько знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний детьми.

ФГОС ДО в пункте 2.2. прописывает, что целевыми ориентирами образования в раннем возрасте является, то, что ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Пункт 2.7. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие ребенка в различных видах деятельности, одной из которых является предметная деятельность.

Как показывает опыт, в практике работы дошкольных организаций широкое распространение получила система занятий, направленных на обучение детей утилитарным умениям и навыкам, обобщенных способов действий с предметами. При этом критериями освоения предметной деятельности являются усвоение ребенком функционального назначения предметов.

Такой подход к организации обучения детей предметной деятельности, не оптимален, так как он способствует развитию лишь исполнительской части деятельности, оставляя вне поля зрения содержательно-смысловой ее аспект.

С другой стороны, в законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 подчеркивается, что родители являются первыми педагогами.

Наблюдения за действиями родителей в детском саду показали, что в группе преобладают родители, которые придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми. Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в разработке эффективной педагогической системы работы по развитию самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности. щелк

5 слайд Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

В теоретическом обосновании темы нужно сделать акцент на понятиях и их определении.

Предметная деятельность - деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов» : орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т. п.

Согласно концепции ведущей деятельности, в раннем возрасте является предметная деятельность.

Л. А. Венгер предлагал называть «предметным действием определенный тип практического, задачей которого является достижение определенных изменений предметной ситуации, не имеющих продуктивного характера».

По мнению Д. Б. Эльконина, принципиальное отличие предметного действия состоит в том, что процесс овладения им «неразрывно связан с построением самим ребенком образа этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый».

По мнению С. Теплюк истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. В работах К. П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни самостоятельности детей. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной, совершаемой ребёнком без помощи других людей.

Стремление к самостоятельности это характерная особенность ребёнка третьего года жизни. В процессе развития самостоятельности малышей в предметной деятельности необходимо учитывать не только последовательность развития действия, но и особенности становления его структурных компонентов на каждом этапе. К ним относятся: цель, ориентировочная и исполнительская части, оценка. щелк

6 слайд Таким образом, целью моей работы – создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в процессе овладения предметной деятельностью.

Задачи, реализующие данную цель представлены на слайде. щелк

7

слайд И сформулирована ведущая педагогическая идея: Созданные условия будут способствовать успешному развитию самостоятельности в предметной деятельности детей раннего возраста. щелк

8

слайд Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Работа строилась поэтапно. Выделила следующие этапы:

1. Подготовительный этап, предполагающий проведение диагностики формирования предметной деятельности, развития самостоятельности детей раннего возраста. гиперссылка

2. Практический этап, заключающийся в реализации педагогической системы по формированию предметной деятельности, развитию самостоятельности детей раннего возраста.

3. Заключительный этап - анализ результативности развития самостоятельности детей в предметной деятельности. щелк

9

слайд На подготовительном этапе с целью получения информации о развитии предметной деятельности и самостоятельности детей раннего возраста была проведена диагностика. Использовала методику Смирновой Е. О. Диагностику предметной деятельности детей.

При диагностике предметной деятельности основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами, познавательная активность и включенность в общение со взрослым.

Данные диагностики свидетельствуют о недостаточном развитии и формировании различных видов действий с предметами, а именно ориентировочно-исследовательских и культурно-фиксированных действий. Только у 30% воспитанников они сформированы.

Познавательная активность выражена только у 30% воспитанников, способны воспроизводить образец действия 40%, ориентируются на оценку взрослого – 30%, сопровождать свои действия речью способны 20% воспитанников, способность самостоятельно поставить цель, достигнуть результат ярко выражено – так же 20% воспитанников. щелк

10

слайд 2 этап: Практический этап.

Развитие ребенка — это, прежде всего, становление его активности, самостоятельности.

Основные направления работы, в процессе которых шло решение задач представлены на слайде.

1 направление работы – обогащение и оптимизация РППС играми и оборудованием. Правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, стать самостоятельным, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. В соответствии с образовательной Программой ДОУ все пространство группы делится на разграниченные «уголки». Оснащенность, которых меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и с учетом индивидуальных особенностей детей. щелк

11

слайд А так же учитывающие основные направления развития ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО: Уголки оснащены как стандартными игрушками, так и сделанные своими руками. щелк

12

слайд РППС организовали так, чтобы все предметы и игрушки в нашей группе находятся в свободном доступе, имеют постоянное место хранения, что помогает малышам легко ориентироваться в окружающем пространстве, находить нужные им предметы самостоятельно.

Пособия стараюсь изготовить красочные, яркие, чтобы они привлекали внимание воспитанников, чтобы возникало у них желание действовать с ними самостоятельно.

Предметно-развивающая среда в нашей группе не остается неизменной, периодически обновляется в соотвествии с решаемыми задами, тематическим планированием образовательной деятельности. щелк

13

слайд 2 направление работы- Педагогическая деятельность по развитию самостоятельности детей в предметной деятельности.

Развитие предметной деятельности осуществляется в образовательной деятельности на занятиях, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах;

В рамках педагогической работы, выделяю подэтапы.

Перечисленные направления работы включаются в занятия постепенно, с учетом дифференцированного подхода.

При этом используются методы и приемы, обеспечивающие эмоционально речевое, тактильное воздействие, приемы привлекающие внимание и поощряющие детей. щелк

14

слайд Взрослый является для ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним.

Формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым осуществляется в процессе деятельности. В качестве мотивов используется развивающие ситуации, игровые приемы: предлагаю воспитанникам отправится в гости к сказочным персонажам, окунуться в сюжет сказки. Например, отправиться в гости к Маше и медведю, научить Машу пить из чашки, не проливая чай, правильно одевать обувь.

Иногда создаю перед занятием игровую ситуацию, при этом ребенок наблюдает, как я искренне заинтересована игрой, например, с куклой, эмоционально отношусь к ней: хочу ей помочь, радуюсь и печалюсь.

Начатая мной игра может продолжаться уже с вовлечением в неё ребёнка, в данный момент наиболее расположенного к общению со мной. Обращаясь к нему, я предлагаю : “Давай играть. Вот кукла сидит за столом. И ты с ними садись. А я вас кормить буду!” Я помогаю ребёнку сесть за стол и “кормлю” всех поочерёдно. Делаю я это полушутя, улыбаясь, давая понять малышу, с которым играю, и всем детям, наблюдающим за нами, что всё это понарошку, а не серьёзная процедура еды. Таким образом, взрослый увлеченный деятельностью, вызывает интерес к ней у ребенка. щелк

15

слайд Чтобы научить детей действовать с предметами, сформировать представление о конечном результате действия, ориентирую их на оценку взрослого, которая делается в виде жестов, мимики, речевых высказываний: «Так», «Не так», «Правильно», «Неправильно», «Молодец», «Хорошо»; Используются игры, например, покатай куклу

В случаях затруднений побуждаю малыша с помощью жестов или слов обращаться за помощью к педагогу; побуждать завершать начатое действие, для развития самостоятельности - переносить усвоенные действия на другие ситуации, предлагая вспомнить как мы например, доставали шар из-под скамеечки, целенаправленности - создавать ситуации, в которых каждое последующее действие возможно только в том случае, если предшествующее было выполнено правильно. щелк

16

слайд В развитии предметной деятельности отводится значительное место и формированию поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами, спрашиваю у детей «Что это?», «Что с этим можно делать?», тем самым закрепляю знания о назначении предметов; формирую умение ребёнка сравнивать и различать предметы по их функции :, например, чем похожи чашка и стакан, формирование у ребенка практической оринтировки на свойства предметов, сопоставляя их с сенсорными эталонами. Например, игра Мишка заболел, у Мишки насморк, вытери Мишке нос, игровые задания, Делай, как я, Достань шарики и покатай.

Побуждаю ребёнка жестами и речевой инструкцией самостоятельно выполнять действия с предметами дай, открой, кати сюда, бросай;

Для этого использую сопряженные действия, когда ребёнок одновременно выполняет те же действия, что и педагог, с аналогичным предметом, например, прокатывает мяч, строит башню, при этом мы проговариваем название деталей, цвет, форму, их расположение в пространстве.

И отраженные действия, когда ребёнок действует с предметом вслед за педагогом, который чередует действия ребёнка с собственным показом, а в отдельные моменты управляет его рукой; например, обучая различать круглую форму, обводит контур предмета взглядом, пальцем вместе с ребёнком, сопровождает свои действия речью: «Смотри, мяч круглый! Подержи его в ладонях»; затем педагог вместе с ребёнком катит мяч игрушке, закрепляя способ действия с мячом. В целях развития самостоятельности предлагаю ребенку без помощи и показа выполнить действие, при этом взрослый занимает позицию «снизу», а иногда позицию «не умеющего» и просит ребёнка его научить. щелк

17

слайд Для формирования соотносящих действий в целях формирования у ребёнка практической ориентировки на свойства объектов, сопоставляя их с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами величины использую способы ориентировки: целенаправленные пробы, практическое примеривание. Формирование соотносящих действий осуществляется в соответствии с представленным алгоритмом.

Начальный этап направлен на обучение ребёнка умению соотносить предметы, одинаковые по заданному признаку с помощью примеривания (наложения, соединения двух предметов, фиксируя идентичность признака словами такой, не такой и называя признак («Правильно, это такой, красный».)

Следующий этап направлен на формирование умения вычленять заданный признак в разных предметах. Особое внимание уделяется называнию признака, нахождению по просьбе педагога предмета с заданным свойством «Принеси красный шарик», «Строим башню только из маленьких кубиков», «Какая это кукла – большая или маленькая?».

Затем включаются задания, направленные на развитие умения чередовать предметы с заданным свойством - строим дорогу из красных и синих кирпичиков: синий-красный-синий-красный.

Для формирования использую развивающие и дидактические игры Собери бусы, спрячь мячик в коробку, Матрешку, пирамидку, кубики, вкладыши. щелк

18

слайд В работе по данному направлению решаются следующие задачи: закреплять ранее усвоенные предметные действия; формировать способы использования простейших орудий, применяемых при выполнении практических заданий.

При решении этих задач демонстрирую предметы-орудия, вспомогательные предметы и способы действия с ними (ложка, чашка, мыло, расческа, салфетка и др.); побуждаю действовать двумя предметами одновременно; действовать с простейшими приспособлениями сначала по показу, затем по речевой инструкции и самостоятельно; перед выполнением задания знакомиться с условиями его выполнения.

Другая задача – учить ребёнка овладевать общественно выработанными действиями с предметами, использовать их по назначению.

Для решения указанных выше задач целесообразно совместно совершать пробы и примеривание; комментировать действия; побуждать ребёнка выполнять такие задания, когда свойства и отношения предметов, подлежащие вычленению, не называются педагогом даже в том случае, если ребёнок их не знает. В этих случаях используются выражения «Делай так, как я» или «Дай такой (такой же)», «Построй такой же», «Нарисуй такой же», «Сделай сам». Использую игры: перелей воду в тазик (с использованием чашки, ложки, причеши куклу, полей цветок, из чего Маша будет пить.

Такая форма подачи задания, с одной стороны, вырабатывает у ребёнка обобщенное представление о том, что означает так же, такой же, что чрезвычайно важно для познавательного развития, а с другой – подводит к значительно большей самостоятельности при выделении существенных для данной деятельности признаков, свойств и отношений. щелк

19

слайд Таким образом, в ходе проведения систематической работы по формированию предметных действий у детей возросло желание действовать самостоятельно.

Дети умеют самостоятельно играть, объединяясь в небольшие подгруппы по интересам по 2-3 человека в разных уголках группы: играют на дидактическом столе с играми сенсорного содержания, любят строить из модулей и конструктора, действовать в уголке природы с макетом, играть с куклами, укладывать спать, кормить, переодевать их, рисовать на мольберте, рассматривать книги.

После игры, чаще конечно по напоминанию взрослого, но самостоятельно убирают игрушки на место. щелк

20

слайд Значительно повысилась самостоятельность в самообслуживании, практически 90% воспитанников самостоятельно одеваются, умеют умываться, правильно пользуются столовыми приборами.

Переход от предметных действий, выполняемых ребёнком под руководством взрослого, к самостоятельным действиям является, свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей

деятельности. щелк

21

слайд В соответствии с ФГОС ДО родители воспитанников являются активными участниками образовательных отношений.

Работа по повышению компетентности родителей проводится в таких формах:

как беседы: индивидуальные, групповые, по запросу.

Семинары – практикумы – «Как правильно прививать культурно- гигиенические навыки»

Привлечение к образовательной деятельности : открытый показ занятия по ознакомлению с окружающим».

В информационном уголке имеются папки –передвижки «Игры детей раннего возраста», «Чем занять ребенка», был изготовлен буклет «Сенсорное развитие детей раннего возраста» щелк

22

слайд 3 этап Система работы дала положительный результат. Анализ полученных результатов показал, что у большинства детей нашей группы в развитии предметной деятельности произошли важные изменения.

Увеличился процент воспитанников, у которых сформированы различные виды действий в среднем на 40-60%, стремление к самостоятельности, способность самостоятельно поставить цель, достигнуть результат – на 20- 40%, ориентируются на оценку взрослого – 77%, сопровождают действия речевой деятельностью теперь - 70% воспитанников. щелк

21

слайд Необходимо отметить, что в ходе проведения систематической педагогической работы по формированию предметных действий дети научились действовать с предметами с учётом их общепринятого назначения, у них повысилась познавательная активность, расширился словарь. Дети используют действия, освоенные в совместной деятельности со взрослыми, в самостоятельных играх с предметами, проявляют настойчивость в освоении действий с незнакомыми предметами. Целенаправленное обучение положительно сказывается не только на становлении у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, но и на развитии связной речи, появлении предпосылок к продуктивным видам деятельности, самостоятельности в быту. щелк

22 слайд «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны» : это разработка комплексного планирования по развитию предметной деятельности в ОД; изготовление игр: «Разложи по цвету шарики», «Волшебные мешочки», «Цветочная полянка», «В гости к лисичке», «Бабушкина деревня», проведение семинара – практикума для воспитателей: «Развитие предметной деятельности детей», «Формирование самостоятельности у детей 2-3 лет», разработка презентационного материала педагогического опыта работы в форме буклета: «Развитие самостоятельности в предметной деятельности детей раннего возраста» щелк

23 Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности. Опыт моей работы представлен на уровне ДОУ на педагогических советах, в сети интернет – на портале педагога, муниципальном – участие в городском методическом объединении воспитателей групп младшего дошкольного возраста, международном уровне-публикации на портале. щелк

24 слайд При разработке презентации использовала следующую методическую литературу:

щелк

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством освоения ими предметной деятельности 1. Введение Каждый человек, появившись на свет, уже готов к восприятию мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.

Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада "Создание условий для развития двигательной активности детей в группе детского сада. " Герасимова Т. А. воспитатель группы №12 МКДОУ Д\с.

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Опыт работы «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению» Районное методическое объединение воспитателей ДОУ Гагаринского района Сообщение Тема «Создание условий для успешной адаптации детей.

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности Дойкова Прасковья Афанасьевна Ерошенко Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ №11 г. КанскСоздание условий для поддержки инициативы и самостоятельности.

Создание условий для развития двигательной активности у детей на прогулкеСоздание условий для развития двигательной активности у детей на прогулке Создание условий для развития двигательной активности у детей на прогулке. Группа №6 "Росинка". Зима - это время для зимних игр и забав.

Создание условий для развития старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельностиСоздание условий для развития старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он может сочетать сразу несколько видов деятельности.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий в группе для развития двигательной активности детей с ОВЗСоздание условий в группе для развития двигательной активности детей с ОВЗ Создание условий в группе для развития двигательной активности детей с ОВЗ. Наличие физкультурного уголка в группе необходимо для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметной деятельности
Опубликовано: 22 мая 2018 в 07:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД