Лучший педагог года

Создание условий в группе для развития двигательной активности дошкольников

Юлия Виниченко
Создание условий в группе для развития двигательной активности дошкольников

Подготовила инструктор ФК Виниченко Ю. В.

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ»

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаются предпосылки разностороннего развития личности.

Публикация «Создание условий в группе для развития двигательной активности дошкольников» размещена в разделах

Основным средством укрепления здоровья, формирования двигательных навыков ребенка и повышения работоспособности детского организма является общий двигательный режим, который предусматривает ежедневную двигательную деятельность детей в разных организационных формах. Двигательная деятельность является фактором, благоприятно влияющим на рост и развитие организма, отражающим его функциональное состояние, так как именно движения относятся к одной из важнейших биологических потребностей человека.

Деятельность ребенка должна быть разнообразная по видам (двигательная, учебная, игровая, а также по составу движений и физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и утомления детей. Двигательная деятельность способствует повышению оздоровительной и общеразвивающей эффективности физического развития дошкольников. Она предполагает сочетание организованной и самостоятельной форм активности детей.

Чтобы обеспечить оздоровительный эффект самостоятельной двигательной активности, воспитателю необходимо владеть опосредованными методами руководства, которые предусматривают такие обязательные моменты, как:

организация физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, количество, частую сменяемость физкультурных пособий и т. д.);

закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье;

владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей.

Воспитатель должен:

наблюдая за детьми, видеть каждого. В процессе наблюдения особое внимание следует обратить на мало- и гиперподвижных детей, на разнообразие движений, уметь трансформировать их в игровую деятельность, что предупреждает утомление;

предусмотреть каждому из детей место для движений, оберегать это пространство;

привлечь детей к размещению физкультурных пособий в групповой комнате, на участке и стимулировать этим самым желание двигаться;

снять напряжение, скованность отдельных детей похвалой, совместным движением, помочь выбрать пособие и место для движений;

без навязывания объединить в совместной деятельности детей разной подвижности, предоставив один предмет (мяч, обруч, скакалку) на двоих;

обыграть все новые игрушки и физкультурные пособия, вести совместный поиск различных видов и способов движений;

при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь малоподвижным детям несложные активные движения перемещения в пространстве, гиперподвижным – более сложные, требующие точности, сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды лазанья, бег по ограниченной площади и т. п.);

отдавать предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям, стимулирующим выбор способа действий, чаще менять их расположение в пространстве; обеспечить не только сменяемость в течении недели, но и в течении дня;

никогда не ограничивать чрезмерную подвижность ребенка, но при этом необходимо внести в бесцельный бег сюжет, содержание, мотивацию;

иногда включаться в совместную игру и кем-либо из детей или показать пример движений с игрушкой, предметом, пособием;

периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении детей материала и преодолевать их по-разному;

Выполнение указанных несложных правил не только будет способствовать полному удовлетворению биологических потребностей в движении, но и обеспечит эмоционально – психологических комфорт ребенку.

В организованных формах физкультурной деятельности следует:

индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении физических упражнений;

искать методы оптимизации двигательной активности, которая должна составлять 60% от общего времени занятия.

В учреждении дошкольного образования предусматриваются специальные формы работы для обеспечения активного отдыха детей : физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы).

Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается буквально на всех направлениях жизнедеятельности человека. Особое значение двигательная активность имеет в детском возрасте. По мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является необходимым условием формирования всех систем и функций организма.

Двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической работоспособности. Увеличение двигательной активности благотворно сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В экспериментальных исследованиях зарубежных авторов большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений.

При недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка.

Для организации двигательной активности в группе необходимостью становится создание спортивного центра (физкультурного уголка). Главная задача физкультурного уголка – развитие культуры движений, развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения. Физкультурный уголок организуется для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и движения для занятия. Это повышает эффективность занятий физической культурой.

Требования к спортивному центру:

гигиенические (содержание в чистоте физкультурных пособий);

психолого-педагогические (соответствие возрастным особенностям, особенностям реализуемым образовательной программой);

эстетические.

Спортивный центр можно расположить в раздевалке или групповой комнате. Один или два раза в год менять место расположения спортивного центра, периодически убирать невостребованное оборудование, а затем вновь вносить.

Как вести работу в спортивном центре:

Перед тем, как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане. Цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, закрепить с усложнением.

После усвоения детьми правил пользованиями пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.

В спортивном центре воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу.

Дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ

МЛАДШАЯ ГРУППА

• мячи (разного диаметра);

• массажные мячи (ежики);

• кубики (для перешагивания);

• гимнастические палки;

• дуги для подлезания;

• массажные коврики.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

• мячи (разного диаметра);

• массажные мячи (ежики);

• кубики (для перешагивания);

• гимнастические палки;

• ленточки;

• флажки;

• дуги для подлезания;

• обручи;

• султанчики;

• мишень для метания;

• массажные коврики.

СТАРШАЯ ГРУППА

• мячи (разного диаметра);

• массажные мячи (ежики);

• кубики (для перешагивания);

• гимнастические палки;

• ленточки;

• флажки;

• дуги для подлезания;

• обручи;

• султанчики;

• мишень для метания;

• шнур;

• кегли;

• скакалки;

• массажные коврики.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней гимнастики и других форм физического воспитания педагогу полезно применить для коррекции и укрепления собственного физического состояния.

Публикации по теме:

Центр для развития двигательной активности детей на летней площадкеЦентр для развития двигательной активности детей на летней площадке В этом году на участке детского сада создали Центр для развития двигательной активности детей с целью организации физкультурно-оздоровительной.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Ледяные постройки на участке для развития двигательной активности детейЛедяные постройки на участке для развития двигательной активности детей На нашем зимнем участке созданы все условия для развития двигательной активности детей. Все ледяные персонажи и постройки используется детьми.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в группе для развития двигательной активности дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2021 в 23:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД