Папки-передвижки

Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков

Гайбышева Динара Рафильевна
Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Публикация «Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков» размещена в разделах

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для разных групп звуков применяются специальные комплексы артикуляционных упражнений.

Специальный комплекс артикуляционных упражнений

для звуков «Ш, Ж, Щ, Ч»

Правильная артикуляция звука «Ш» :

• губы округлены и выдвинуты вперёд,

• зубы сомкнуты или сближены,

• язык находится за верхними зубами и напоминает «Чашечку»

«Бублик»

Округлить губы как при

произношении звука «О».

Зубы сомкнуты.

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя. Похлопывать зубами: та,та,та.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

«Грибок»

Рот открыт. Прищёлкнуть широкиё, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.

«Индюшата»

Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.

Развитие плавной воздушной струи

«Фокус»

Положить ватку на нос. Высунуть язык как при упражнении «Вкусное варенье» и с силой подуть на кончик языка. Если упражнение выполняется правильно, то ватка подлетает вверх.

Специальный комплекс артикуляционных упражнений для звуков «Р, РЬ»

Правильная артикуляция звука «Р» :

• Губы в улыбке, приоткрыты

• Зубы видны, приоткрыты на 1 см

• Кончик языка за верхними зубами, дребезжит при произношении

«Автомат»

Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «т-т-т». Убыстрять темп.

«Пулемёт»

Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «д-д-д». Убыстрять темп.

«Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д»

«Дятел»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «т-т-»

«Поезд»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «тдн-тдн-тдн» или «тт-тт, тт-тт, тт-тт»

«Шмель»

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идёт воздушная струя, подключая голос.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

«Грибок»

Рот открыт. Прищёлкнуть широкиё, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.

«Гармошка»

Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.

«Индюшата»

Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.

Специальный комплекс артикуляционных упражнений для звуков «С, СЬ, З,ЗЬ»

Правильная артикуляция звука «С» :

• Губы в улыбке, приоткрыты

• Зубы видны, немного приоткрыты

• Язык лежит в «своей» ямке, посредине языка – углубление.

«Улыбочка»

Улыбнуться с напряжением.

«Трубочка»

Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».

Чередовать упражнения «Улыбочка» - «Трубочка» (5 – 6 раз).

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Хоботочек»

С напряжением вытянуть вперёд губы.

Чередовать упражнения «Заборчик» - «Хоботочек» (5 – 6раз).

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

«Иголочка»

Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.

Чередовать упражнения «Лопаточка» - «Иголочка» (5 – 6 раз).

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя. Похлопывать зубами: та,та,та.

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно верхние и нижние зубы.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так, тик-так!

«Качели»

Напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку.

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука «Л», «Ль»

Правильная артикуляция для постановки звука «Л» :

• Губы в улыбке, приоткрыты

• Зубы видны и верхние и нижние

• Язык зажат между зубами

«Улыбочка»

Улыбнуться с напряжением.

«Трубочка»

Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».

Чередовать упражнения «Улыбочка» - «Трубочка» (5 – 6 раз).

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Хоботочек»

С напряжением вытянуть вперёд губы.

Чередовать упражнения «Заборчик» - «Хоботочек» (5 – 6раз).

«Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

«Иголочка»

Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.

Чередовать упражнения «Лопаточка» - «Иголочка» (5 – 6 раз).

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя. Похлопывать зубами: та,та,та.

«Пароход гудит»

Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.

«Индюшата»

Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

«Орешек»

Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щёки

«Пароход гудит»

Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.

Выполнение артикуляционной гимнастики :

• Обязательно сидя перед зеркалом

• обязательно каждый день

• по 5 – 6 упражнений

• каждое упражнение по 5 – 6 раз

• не более 5-7 минут

Желаю удачи!

Публикации по теме:

Использование ИКТ при выполнении артикуляционных упражнений различных групп звуков Использование ИКТ при выполнении артикуляционных упражнений различных групп звуков. Мы уверены, что физическое воспитание для дошкольников.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Комплексная разминка из дыхательных артикуляционных и координационных упражнений 1 .Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав.

Картотека комплексов артикуляционных гимнастик для всех категорий звуков КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУПП ЗВУКОВ Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (впервые - до 10 раз, на последующих.

Комплексы общеразвивающих упражнений ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. - стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей подготовительной группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. 1-2-дугами.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей средней группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Поднять руки в стороны, вверх,.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, параллельно, руки на пояс. 1—руки в стороны;.

Комплексы общеразвивающих упражнений в младшей группе Комплекс №1 (платочки). 1.«Поиграй с платочком». И. п. О. с., платочек в правой (левой) руке внизу. В. Поднять платочек вверх и опустить.

Комплексы упражнений для младшей группы детского сада, способствующих преимущественному развитию силы Задачи воспитания и развития детей: 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 17:01
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД