МААМ-картинки

Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи

Ксения Румянцева
Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи

Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи

1. Организационное обеспечение

Направления организационного обеспечения:

Нормативно правовое обеспечение

Локальные акты образовательной организации :

Нормативно-правовые документы:

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

Публикация «Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Извлечения из Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Извлечения из «Федеральной целевой программы развития образования

на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Локальные акты ДОУ:

Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения

Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования (с родителями/законными представителями)

Согласие родителей (законных

представителей) ребенка-инвалида на реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида

Договор с профильными специалистами на оказание услуг ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям)

Договор с ПМПК

2 Организация медицинского обслуживания

Договор с профильными специалистами на оказание услуг ребенку-инвалиду и его родителям (законным представителям)

-невролог

-дефектолог

-логопед

-психо-невролог

3 Организация питания

Без изменений по основному меню детского сада

4 Организация взаимодействия с родителями

Договор детского сада с родителями

II. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения

Адаптация образовательной среды (адаптация среды для детей с тяжелыми нарушениями речи) :

Общее пространство детского сада:

Для всех без изменений

Пространство группы детского сада:

Пространство группы должно позволять вмещать достаточное количество наглядного (графического материала)

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение

Группы должны обязательно быть оснащены достаточным количеством наглядного материала и мультимедийной аппаратурой (интерактивная доска, проектор, компьютер c выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором.

Интерактивные технические средства обучения:

дидактические пособия, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для детей с ТНР возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка;

обучающие компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с ТНР мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях;

специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с ТНР первоначальных умений и навыков. В качестве необходимых расходных материалов для индивидуального пользования используются USB-накопители, CD-диски и DVD-диски для хранения и переноса информации.

Использование большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения детей необходимы специально оборудованные места : ковролиновые и / или магнитные доски, фланелеграфы и др.

III. Психолого-педагогическое обеспечение

3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программы:

1 Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №

Учебно-дидактическое обеспечение:

«Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» : Авторы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. -ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-352 с.

2 Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Учебно-дидактическое обеспечение:

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет»

Автор: Нищева Н. В. -СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.

(Учтены концептуальные положения программ)

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательная программа, включающей индивидуальный учебный план можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

3 Парциальная программа

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

4 Парциальная программа

Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Составитель С. А. Миронова.

Направления коррекционной работы

Направления коррекционной работы:

1 Коррекция нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы

Учебно-методическое обеспечение

«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы)». Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в

помощь логопедам и родителям для

преодоления лексико-грамматического

недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб. : Детство-Пресс, 2005.

Татьяна Ткаченко: Фонематическое

восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь (Книголюб, 2007 г.) Адресовано логопедам, воспитателям и родителям для коррекционной работы с детьми 4-6 лет, имеющими разный уровень речевого развития: от лепетной речи и практически фонематического восприятия нулевого порога до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.

2 Коррекция фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева.

Программа коррекционно-развивающей

работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева

Программа коррекционно-развивающей

работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В. Нищева. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб. : Детство-Пресс, 2ОО5- Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5~7 лет с ОНР (4 альбома). - М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние

задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -

М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы

помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.

3 Формирование связной речи

Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина.

Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.

Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева.

Программа коррекционно-развивающей

работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева

Программа коррекционно-развивающей

работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В. Нищева.

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома). -М. : М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.

4 Развитие коммуникативных навыков

Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника). Автор Г. А. Ванюхина.

5 Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 2-3 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом

Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.

Токарева О. А. «Расстройство чтения и письма (дислексия, дисграфия) Под ред, С. С. Лебединского

«Нарушение процесса чтения у детей» Авт. : Лалаева Р. И.

«Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» Авт. : Левина Р. Е.

3.2. Психолого-педагогическое сопровождение

Направления работы :

1 Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках Психолого-медикопедагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС. Карасёва Е. Г.

Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного

программно-методическое обеспечение:

Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС. Карасёва Е. Г.

Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Москва. Центр «Школьная книга»,2010

2 Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ. 2012

программно-методическое обеспечение:

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ. 2012

3 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования и др.

Программно-методическое обеспечение:

«Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет» (авт. А. Г. Арушанова, Р. А,Иванкова, Г. С. Рычагова)

«Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и свер стниками» (авт. Шипицина, О. В. Защиринская и др.)

«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старш. гр. (авт. Бойко)

«Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. : О. Л. Князева. -М. : Мозаика-Синтез, 2003.-168 с.

4 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых навыков

Программно-методическое обеспечение:

Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004г.

Методические рекомендации «От слова к фразе» (авт. Новикова- Иванцова Т. Н., специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад v вида № 1708 2011 г Книга 1,2,3

Нищева Н. В. Играйка 7. Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Худ. О. Н. Капустина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 8 с. : цв. вкл.

Нищева Н. В.

Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. - СПб. :

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с. — (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-371-8

5 Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи

Программно-методическое обеспечение:

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет»

Автор: Нищева Н. В. -СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.

Кадровое обеспечение образовательного процесса ребенка с тяжелым нарушением речи :

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов :

-воспитатель

-дефектолог

-логопед

-психолог

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Фотоотчет с прогулки «Снежные рисунки» (группа с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи)Фотоотчет с прогулки «Снежные рисунки» (группа с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи) «Снежные рисунки» Вот и пришла красавица - весна. Солнце греет все сильнее, снег скоро растает, а так хочется еще немного им поиграть,.

Комплексно-тематическое планирование в младшей группе у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по Н. В. Нищевой № Месяц Лексическая тема Задачи Форма проведения Методическое оснащение и дидактческий материал Литература (Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Логопедическое представление для ПМПК на дошкольника с тяжелыми нарушениями речи Логопедическое представление на ПМПК на воспитанницу старшей группы МБДОУ «Детский сад № 11 «Чебурашка» г. Кудымкара Анну К., 19.04.2010.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования «Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования» Творческие.

Спортивное развлечение в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Будь здоров, малыш!» Спортивное развлечение для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе №5 (Спиридонова В.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специальные условия получения образования в ДОУ детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 22 октября 2016 в 16:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД