Получи документы

Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка

Дина Владимировна Кислица
Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка

Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Публикация «Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка» размещена в разделах

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

• в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

• в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

• посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,

художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности:

• в сфере познавательной деятельности;

• в сфере социально-трудовой деятельности;

• в сфере гражданско-правовой деятельности;

• в сфере культурно-досуговой деятельности.

Особенности организации учебного процесса в творческих объединениях Новооскольской школы - интерната

При организации учебного процесса в ТО «Волшебная страна» используются различные виды изобразительной деятельности, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка, именно позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально-положительное отношение к самому творческому процессу; способствуют более эффективному процессу развития воображения, восприятия, и, как следствие, познавательных способностей.

Рабочая программа дополнительного образования ТО «Волшебная страна» основана на использовании нетрадиционных техник рисования. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни каждого ребенка, но их необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается в процессе основных видов деятельности: игры, труда, общения, в том числе и через использование нетрадиционных техник рисования. В основном, дети с ЗПР копируют образец, предъявленный им, а нетрадиционные техники изображения не позволяют им этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Такие занятия не утомляют дошкольников, а вызывают радостное настроение, помогают почувствовать себя свободными, уверенными в своих силах. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. В нетрадиционной технике рисования используются различные материалы: зубные щетки, щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, на занятиях используются следующие техники рисования: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, набрызг, оттиск смятой бумагой, рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью, рисование различными кисточками, монотипия, кляксография ниточкой, рисование мыльными пузырями, выдувание трубочкой и др.

За учебный период 2020-2021 года школьниками ТО «Волшебная страна» было создано много творческих работ по различным тематикам. Работы школьников принимали участие в школьных выставках и в конкурсах на различных уровнях. Так, наши обучающиеся, применив различные техники рисования, с большим увлечением и удовольствием создали такие работы, как «Осенний натюрморт», «Осенняя фантазия», «Осенняя рапсодия», «В осеннем лесу», «Мир земной и мир духовный», «Мой любимый храм», «Заповедные места Белогорья», «За светлое будущее!», «Палехская сказка «Жар – птица» и многие другие работы.

Обучение по разработанной программе дополнительного образования «Волшебная страна» показало свою эффективность, поскольку наши обучающиеся заняли призовые места во многих конкурсах регионального и всероссийского уровня: Кутепова Е. с работой «Заповедные места Белогорья» в Международном конкурсе «Красота Божьего мира» заняла III место на региональном этапе; Галушко Д. с работой «За светлое будущее!» в Межрегиональном конкурсе «Вместе в едином строю» заняла II место; Кривопустов Ю. с работой «Палехская сказка «Жар – птица» во Всероссийском фестивале – конкурсе народной культуры «Традиции России» занял II место.

Обучение детей по рабочей программе дополнительного образования «Сказочная палитра» основана на использовании нетрадиционных техник рисования и направлена на психологическую релаксацию и гармонизации личности ребенка. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Цель обучения по данной программе – это коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала с использованием мультимедийных материалов и подкрепляется практическим освоением темы. Программные материалы подобраны так, чтобы обучение шло от простого к сложному.

На внеклассных занятиях дети создают несложные художественные образы насекомых, цветов, шаров, различных объектов природы посредством использования техники «рисования пальчиками», «монотипии», «рисование ватной палочкой и мятой бумагой», «рисование мыльными пузырями», «рисование ниточкой». Дошкольники обучаются работе с кистью, формообразующим движениям путем выполнения совместных действий – волны, линии зебры, линии травки.

На занятиях осуществляется стимулирование речевого сопровождения собственных предметных действий. Обучение выражать радость и удовольствие, огорчение, удивление в процессе выполнения творческой работы и от результата своей деятельности.

Обучение в ТО «Бумажные фантазии» направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и др. Богатое многообразие ручной работы создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики рук, а значит для интеллектуального развития личности ребёнка. Красочный, увлекательный мир бумагопластики позволит обучающимся раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.

Аппликация — это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям с ОВЗ быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в их творчество, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с такими детьми.

Техника - бумажная пластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровья и гармонично развитой личности.

Обучение детей по рабочей программе дополнительного образования «Мыльная фабрика» рассчитана на категорию детей с легкой степенью умственной отсталости, адаптированной для занятий во внеурочное время в коррекционной школе, и направлена на создание условий для творческого развития ребёнка, профилактику асоциального поведения детей. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Особенность данной программы состоит в том, что мыловарение на данный момент развития современного общества является одним из наиболее востребованных и модных видов художественного творчества. Сегодня мыльные изделия занимают прочные позиции в повседневной жизни. Только сейчас мыло является не просто средством гигиены, а может выполнять многие другие функции: лечение акне, ароматерапевтическое воздействие, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, борьба со старением кожи. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала с использованием мультимедийных материалов и подкрепляется практическим освоением темы. В обучении используются разнообразные формы тестирования для определения первоначального уровня теоретических знаний в изучаемой области. Программные материалы подобраны так, чтобы обучение шло от простого к сложному. На занятиях обучающиеся знакомятся с различными технологиями мыловарения, с инструментами и основными компонентами, используемыми при мыловарении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проводимые с обучающимися занятия по дополнительному образованию направлены на формирование успешной личности, предусматривают возможность самовыражения через развитие у них изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, инициативы, выдумки и творчества. Отношения с детьми во время учебного процесса выстраивается на доверии, уважении, требовательности и справедливости, обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций. Работа с детьми — как путешествие по волшебной планете, где постоянно открываются новые горизонты, которые требуют постоянного саморазвития, самодисциплины и немалых физических и душевных сил. Сочетание обучения, отдыха, развлечения дает возможность детям получить информацию, включить их в разнообразную, значимую деятельность, эмоционально раскрепоститься и раскрыть свой потенциал. Благополучное эмоциональное состояние человека обеспечивает его адекватную самооценку, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей.

Список литературы.

1. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf – Систем. требования: IBM PC; Internet Explorer

2. Кириллова, С. В. Эмоциональное развитие ребенка [Электронный ресурс] / С. В. Кириллова. – Смоленск, электронный журнал «Инфоурок».- 2015. –5 с. – Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-emocionalnoe-razvitie-rebenka-586560.html

3. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. – 512 с.

4. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч. -метод. пособие. – Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. – 100 с.

Прикреплённые файлы:

specifika-do_g3820.pptx | 13134,99 Кб
 
Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка
Опубликовано: 24 мая 2021 в 23:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД