Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня

Елена Валеева
Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня

Актуальность исследования специфических особенностей переживания страха и тревожности детьми с аномалиями, в том числе и детьми с речевой патологией, определяется тем, что в ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, и этот процесс, как правило, сопровождается нарушениями эмоциональной сферы, которые, в свою очередь, ведут к появлению страхов.

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Дети испытывают страхи чаще, чем мы думаем [4]. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Но детские страхи могут искажать эмоционально – волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается неадекватным образом [2].

Следует различать термины «страх» и «тревога». Тревога парализует волю, мучает, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием [3]. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают» [6]. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них [5].

Целью исследования является изучение специфики переживания страха и тревожности у детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования – процесс переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня. Предмет исследования – специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня.

Были выделены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме возникновения страхов и тревожности у детей;

2. Систематизировать знания об ОНР, изучить психолого – педагогическую характеристику детей с ОНР;

3. Исследовать специфику переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня.

Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа.

Первая часть эксперимента проводилась на базе детского сада № 240 «Теремок» Московского района г. Казани. В экспериментальную группу вошли 10 детей: 6 из которых – мальчики и 4 – девочки. Всем детям на момент проведения эксперимента было 5 полных лет.

Вторая часть эксперимента проводилась на базе детского сада № 283 «Капельки» Вахитовского района г. Казани. Контрольную группу составили 10 детей: где так же 6 детей – мальчики, 4 ребенка – девочки. На момент проведения эксперимента всем детям было 5 полных лет.

Во время проведения экспериментальной работы для выявления специфических особенностей переживания страха и тревожности нами были использованы следующие методики:

1. Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой, цель которой – выявление количества страхов у детей, определение их характера [6].

2. Тест «Выбери нужное лицо», Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена, цель – исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него

жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени [7].

3. Рисуночный тест «Рисунок семьи» А. Л. Венгера, цель – исследование детско – родительских отношений [1].

4. Опросник Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. ,цель – выявление уровня тревожности ребенка [8].

По результатам методики «Страхи в домиках» были выявлены детские страхи в группах дошкольников.

Таблица №1.

Девочки Девочки Мальчики Мальчики

Страхи Контроль-ная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

одиночест-ва 100 % 100% 90 % 90 %

нападения 100 % 0 0 100 %

смерти родителей 100 % 50 % 70 % 0

смерти 100 % 50 % 0 0

страшных снов 100 % 70 % 80 % 70 %

огня 100 % 100 % 70 % 70 %

пожара 100 % 100 % 70 % 70 %

темноты 90 % 80 % 60 % 30%

перед животными 90 % 0 70 % 0

войны 70 % 0 90 % 0

высоты 70 % 100 % 40 % 30%

наказания 60 % 0 90 % 0

перед болью 50 % 0 40 % 0

крови 40 % 100 % 0 30 %

уколов 40 % 100 % 50 % 90 %

чудовищ 0 80 % 60 % 70 %

глубины 0 70 % 0 30%

резких звуков 0 100 % 0 30%

врачей 0 100 % 0 90 %

замкнутого пространст-ва 0 60 % 40 % 0

людей 0 0 0 100 %

детей 0 0 0 100 %

В ходе сравнительного анализа результатов методики были выявлены страхи, которые свойственны детям с ОНР.

В одинаковой степени девочки из обеих групп испытывают страх одиночества, огня, пожара, темноты. Из данных страхов для детей пятилетнего возраста характерен лишь страх пожара. Страх огня у девочек без речевой патологии должен наблюдаться в 60 % случаях. Показатель превышен. Так же превышен показатель страха темноты (на 30 %). Страх одиночества был выявлен в 100 % в обеих группах. Этот страх не является характерным для детей 5 лет. Его нельзя назвать специфическим страхом девочек экспериментальной группы. Его наличие говорит о недостатке внимания со стороны родителей, о неблагополучной обстановке в семьях девочек. Девочки с диагнозом ОНР гораздо меньше бояться смерти родителей, своей смерти. Эти страхи в норме должны проявляться у девочек в 100 % случаев. К специфическим страхам девочек с ОНР III уровня так же относятся: страх чудовищ (превышен на 30 %, и врачей (превышен на 20 %). Девочки с ОНР испытывают так же страхи глубины и резких звуков. Показатели по этим шкалам соответствуют норме. Девочкам экспериментальной группы не присущи следующие страхи, характерные их сверстницам без речевой патологии: нападения, войны, перед болью.

Подводя итог, можно сказать, что девочкам характерны страхи, не присущие девочкам без речевой патологии (страх огня, по отдельным шкалам показатели страхов снижены, по отдельным – превышены. Так же девочкам характерны страхи, не соответствующие возрасту. Общее количество страхов соответствует возрастной норме.

Мальчики обеих групп испытывают одинаковый страх перед уколами и одиночеством. Страх перед уколами в норме характерен мальчикам в 40 % случаев. Страх одиночества не характерен вообще. Показатели в экспериментальной и контрольной группе превышены. В одинаковом процентном соотношении мальчики обеих групп бояться страшных снов, огня, пожара. Показатели по шкалам «огонь», «пожар» соответствуют возрастной норме. Страх страшных снов превышен на 20 %. К специфическим страхам мальчиков с ОНР так же относятся страх людей и детей. Эти показатели согласно таблице Захарова, не присущи мальчикам 5 лет.

Подводя итог, можно сказать, что мальчики с диагнозом ОНР испытывают и такие же страхи как мальчики контрольной группы в одинаковом процентном соотношении. У мальчиков с ОНР так же выявлены страхи, соответствующие возрастной норме, такие как страх нападения. Не выявлены страхи смерти родителей, страх смерти, страх наказания, страх высоты и боли. Эти страхи должны проявляться у детей 5 лет. Общее количество страхов соответствует норме, при этом мальчики с ОНР испытывают меньше страхов, чем мальчики из контрольной группы.

Качественный анализ результатов теста «Выбери нужное лицо», Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена у девочек контрольной группы показал, что у большинства из них имелся след эмоционального общения с другими людьми, при котором девочки являлись объектом агрессии.

Качественный анализ результатов теста девочек экспериментальной группы показал, что девочки за свою жизнь не раз сталкивались с ситуациями игнорирования, изоляции. Девочки указывали на то, что достаточно часто им не оказывают должного внимания: их не укладывают спать, они едят в одиночестве. Так же выяснилось, что девочки не раз становились объектами агрессии. Наличие такого неблагоприятного опыта эмоционального общение сказалось у девочек на повышении индекса тревожности до таких высоких результатов.

Качественный анализ теста мальчиков экспериментальной группы показал, что они имеют негативный опыт социального общения с людьми. Подтвердился страх одиночества, источником которого являются игнорирование детей родителями в значимых для детей ситуациях, таких как укладывание спать в одиночестве, принятие пищи. Результаты показали, что дети не раз оказывались в ситуации изоляции.

Данные качественного анализа у мальчиков контрольной группы позволяют сделать вывод о том, что уровень тревожности мальчиков повышается из-за того, что им в той или иной степени не хватает родительского внимания, они становятся объектами агрессии со стороны родителей, из-за чего сильно переживают. Качественный анализ их результатов показал, что дети сталкиваются с такими ситуациями, когда родители их игнорируют, оставляют в одиночестве, чем и объясняется такой большой процент мальчиков со страхом одиночества.

По результатам рисуночного теста детей из контрольной группы «Рисунок семьи» А. Л. Венгера, мы выявили следующее: члены семьи на рисунках расположены близко друг к другу; лица на рисунках повернуты к зрителю, члены семьи держатся за руки; на некоторых рисунках прорисованы ладони – а это важный показатель нормального внутрисемейного отношения, следовательно, семейная ситуация в семьях в целом – благоприятная. Однако на нескольких рисунках ладони не прорисованы, что говорит о том, что, несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. В подтверждение этому на рисунках изображены домашние животные. Можно полагать, что этим и объясняется ярко выраженное у этих детей чувство одиночества, отмеченное при анализе методик «Страхи в домиках» и теста тревожности. Некоторые рисунки занимали две трети листа, что говорит о том, что на момент обследования дети испытывали состояние тревоги, стресса.

Интерпретация рисунков семьи детей из экспериментальной группы позволила выявить следующие особенности: ни на одном из рисунков члены семьи не держатся за руки, лишь на одном из рисунков прорисованы кисти рук – это все говорит о том, что ситуация в семье не самая благоприятная. Детям не хватает внимания и общения. Некоторые дети не рисовали себя, что говорит о чувстве своей отверженности в семье; другого члена семьи, что говорит о его малой значимости для его ребенка; конфликте; негативном отношении к этому члену. На некоторых рисунках были нарисованы члены семьи, отсутствующие в реальности. Это свидетельствует о восприятии своей семьи как недостаточной, ущербной. Встречались рисунки, на которых все члены семьи были удалены друг от друга, что говорит о разобщенности членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними. На отдельных рисунках дети очень акцентировано прорисовали ступни, что

говорит о потребности в опоре.

По результатам опроса логопеда было выявлено, что детям экспериментальной группы тяжело сосредотачиваться на чем – либо; они не могут долго работать, не уставая; во время выполнения заданий проявляется скованность, напряженность; отмечается повышенное потовыделение в ситуациях волнения; дети легко расстраиваются; дети не любят браться за новое дело; дети не уверены в себе и в своих силах; бояться сталкиваться с трудностями. Эти дети пугливы, у них многое вызывает страх, они плохо переносят ожидание; часто они не могут сдержать слезы. Они смущаются чаще других; краснеют в незнакомой обстановке. Часто говорят о напряженных ситуациях. Просуммировав количество плюсов в опроснике логопеда экспериментальной группы, мы сделали вывод, что у детей данной группы высокий уровень тревожности.

Согласно анализу ответов воспитателя в экспериментальной группе уровень тревожности детей контрольной группы низкий. Воспитатель отметил такие пункты как, «смущение чаще других, краснеет в незнакомой

обстановке, отсутствие хорошего аппетита». Дети плохо переносят ожидание, не любят браться за новое дело.

Анализ всех методик позволил нам выявить специфические особенности переживания страха у детей с ОНР III уровня.

Подводя окончательный итог, нами были выявлены специфические особенности переживания страхов у детей с ОНР 5 лет. К ним относятся следующие:

1. Дети с ОНР испытывают количество страхов, соответствующее возрастной норме.

2. Дети с ОНР переживают страхи, не соответствующие их сверстникам без речевой патологии.

3. Страхи детей с ОНР носят глубинный характер; переживаются детьми долгое время.

4. Уровень тревожности у детей с ОНР высокий.

5. Одной из причин страхов является неблагоприятная обстановка в семье, дефицит внимания, что негативно сказывается на детской психике.

Опираясь на эти выводы, мы попытались составить психологический портрет такого ребенка, в котором раскрывается вся специфика переживания страха и тревожности детьми с ОНР III уровня.

Список использованной литературы

1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство/ А. Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия/ А. И. Захаров. – СПб.: Дельта, 1996.

3. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха /

А. И. Захаров. – СПб.: «Гиппократ», 1995.

4. Котова Е. О. О профилактике детской тревожности. /Е. О. Котова// Ребёнок в детском саду. -2003. -№5.

5. Леви В. Л. Приручение страха/ В. Л. Леви. – М.: Метафора, 2006.

6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

7. www.eti–deti.ru. Сайт, посвященный детской психологии.

8. www.psynn.ru. Сайт, посвященный вопросам возрастной психологии.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребёнок?» Тревожен ли Ваш ребенок?Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
  • Птицы
Автор публикации:
Специфика переживания страха и тревожности у детей с ОНР III уровня
Опубликовано: 24 сентября 2013 в 17:35
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...