Специфика психологического консультирования родителей

Юлия Варанкина
Специфика психологического консультирования родителей

Консультация для психологов:

«Специфика психологического консультирования родителей».

Составила: Варанкина Ю. Б.

Педагог-психолог

НДОУ «Детский сад №138 ОАО «РЖД»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов-психологов в вопросах семейного консультирования.

Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Рекомендация психолога – всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т. п.

Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношениями. Основная задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое.

Отличает консультирование и его краткосрочность, а в последнее время появляются почти «мгновенные» психотерапевтические техники.

Теоретические основы психологического консультирования следует искать, прежде всего, в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возникает, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуации называются проблемными.

Стадии консультативного интервью.

1. Достижение взаимопонимания.

2. Сбор информации.

3. Выработка альтернативных решений.

4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом.

Психика человека – не отдельные психические функции и не механическая их сумма, следовательно, консультанту необходимо достаточно интегрированное знание как о закономерностях, раскрываемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психотерапевтической науки. Руководствуясь многочисленными теориями, психологи воздействуют на клиента. Эффективность воздействия зависит от опыта и личности психолога.

Основоположник гуманистической психологии Карл Роджерс писал: «… для меня очень важно в отношениях с людьми слушание – творческое, активное, чувствительное, точное, эмпатическое, не судящее».

К. Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие процессу психотерапии:

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Необходима эмпатия, то есть психолог старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент.

3. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно только выслушать его и выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому.

Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному восприятию и пониманию того, как его

Согласно К. Роджерсу, именно в результате реалистического представления о самом себе, человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Содержание семейной системы зависит от ее структуры. Семейной терапией занимался Сальвадор Минухин. Он рассматривал границы семей и коалиции, существующие в ней.

С. Минухин усиливал супружеские связи, повышал внутрисемейный статус отца, его авторитет, меняя тем самым структуру семейной системы.

Семейная система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.

Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке развития, не хочет никуда двигаться.

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, который проходит любая семья.

Функциональная семья – это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами.

Дисфункциональная семья – это семья, которая с задачами не справляется. Вакуум в супружеских отношениях порождает потребность в очень близких отношениях с ребенком. И тогда нарушения в поведении ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении. Любой симптом в системе условно выгоден, он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят.

Различают два уровня изменений в системе: изменения первого порядка и второго порядка. Изменения первого порядка – это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может умереть, может произойти развод – любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это – изменение структуры. Это не значит, что произойдет перестройка отношений. Люди могут не жить вместе, но злятся друг на друга так же сильно, как в момент реального конфликта, годами. Эмоционально незавершенные разводы могут длиться десятками лет. Не произошли изменения второго порядка – не изменились взаимоотношения. Идеальный вариант, когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры.

Таким образом, специфика психологического консультирования родителей заключается в :

- особенностях консультирования (краткосрочности, опосредованности воздействия, использования ситуации «здесь и теперь»);

- анализе семьи как семейной системы;

- в использовании проективного теста «Семейная социограмма» для диагностики структуры семьи и определения коммуникаций в семейной системе;

- предложении альтернативных рекомендаций для собственного принятия выхода из сложившейся ситуации клиентом.

В целом, основная работа направлена на укрепление супружеской коалиции.

Литература.

1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., Питер, 2000.

2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., «Класс», 1998.

3. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. Под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями. Средняя группа уважаемые коллеги, этот план был выполнен в виде таблицы. к сожалению он скопировался только в таком виде. думаю, что при желании можно.

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Специфика психологического консультирования родителей
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 06:47
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...