Специфика психологического консультирования родителей

Юлия Варанкина
Специфика психологического консультирования родителей

Консультация для психологов:

«Специфика психологического консультирования родителей».

Составила: Варанкина Ю. Б.

Педагог-психолог

НДОУ «Детский сад №138 ОАО «РЖД»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов-психологов в вопросах семейного консультирования.

Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Рекомендация психолога – всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т. п.

Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношениями. Основная задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое.

Отличает консультирование и его краткосрочность, а в последнее время появляются почти «мгновенные» психотерапевтические техники.

Теоретические основы психологического консультирования следует искать, прежде всего, в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возникает, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуации называются проблемными.

Стадии консультативного интервью.

1. Достижение взаимопонимания.

2. Сбор информации.

3. Выработка альтернативных решений.

4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом.

Психика человека – не отдельные психические функции и не механическая их сумма, следовательно, консультанту необходимо достаточно интегрированное знание как о закономерностях, раскрываемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психотерапевтической науки. Руководствуясь многочисленными теориями, психологи воздействуют на клиента. Эффективность воздействия зависит от опыта и личности психолога.

Основоположник гуманистической психологии Карл Роджерс писал: «… для меня очень важно в отношениях с людьми слушание – творческое, активное, чувствительное, точное, эмпатическое, не судящее».

К. Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие процессу психотерапии:

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Необходима эмпатия, то есть психолог старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент.

3. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно только выслушать его и выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому.

Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному восприятию и пониманию того, как его

Согласно К. Роджерсу, именно в результате реалистического представления о самом себе, человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Содержание семейной системы зависит от ее структуры. Семейной терапией занимался Сальвадор Минухин. Он рассматривал границы семей и коалиции, существующие в ней.

С. Минухин усиливал супружеские связи, повышал внутрисемейный статус отца, его авторитет, меняя тем самым структуру семейной системы.

Семейная система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.

Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке развития, не хочет никуда двигаться.

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, который проходит любая семья.

Функциональная семья – это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами.

Дисфункциональная семья – это семья, которая с задачами не справляется. Вакуум в супружеских отношениях порождает потребность в очень близких отношениях с ребенком. И тогда нарушения в поведении ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении. Любой симптом в системе условно выгоден, он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят.

Различают два уровня изменений в системе: изменения первого порядка и второго порядка. Изменения первого порядка – это структурные изменения. Семья может разъехаться, кто-то может умереть, может произойти развод – любое изменение, связанное с физическим присутствием, с географией. Все это – изменение структуры. Это не значит, что произойдет перестройка отношений. Люди могут не жить вместе, но злятся друг на друга так же сильно, как в момент реального конфликта, годами. Эмоционально незавершенные разводы могут длиться десятками лет. Не произошли изменения второго порядка – не изменились взаимоотношения. Идеальный вариант, когда меняются отношения людей вместе с изменением структуры.

Таким образом, специфика психологического консультирования родителей заключается в :

- особенностях консультирования (краткосрочности, опосредованности воздействия, использования ситуации «здесь и теперь»);

- анализе семьи как семейной системы;

- в использовании проективного теста «Семейная социограмма» для диагностики структуры семьи и определения коммуникаций в семейной системе;

- предложении альтернативных рекомендаций для собственного принятия выхода из сложившейся ситуации клиентом.

В целом, основная работа направлена на укрепление супружеской коалиции.

Литература.

1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., Питер, 2000.

2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., «Класс», 1998.

3. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. Под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями. Средняя группа уважаемые коллеги, этот план был выполнен в виде таблицы. к сожалению он скопировался только в таком виде. думаю, что при желании можно.

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Специфика психологического консультирования родителей
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 06:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Праздник Светлой Пасхи»
Педагогический проект по ознакомлению детей с православным праздником - Пасха ориентирован на детей средней группы. Информационная карта Полное...
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сегодня»....
Выпускной утренник в подготовительной группе «Праздник для нас очень важный сего дня». Звучат фанфары. Ведущий: Звучите, фанфары, и, трубы,...
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....