Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Камила Исаева
Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года).

Ранний и младший дошкольный возраст-это время активного развития речи ребенка.

Недоразвитие речи в данном возрасте выражается в нарушении всех компонентов речевой системы. До наступления трех лет точная дифференциация логопедического диагноза невозможна, поэтому в диагностическую группу дети поступают, как правило, с диагнозом ЗРР (задержка речевого развития). На момент поступления в группу ребенка обследует логопед и специалисты ДОУ. После этого формируется общая картина состояния речи и здоровья детей. Таким образом, основываясь на заключении ПМПК, речевом обследовании ребенка, которое отражается в речевой карте, и результатах диагностики специалистов логопед планирует дифференциальную индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу.

Как известно, конкретной программы для коррекционной работы с детьми данного возраста нет, поэтому я в своей работе использую методические рекомендации Н. В. Нищевой «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада»; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Комплексные занятия с детьми раннего и младшего возраста (2-3 года) и М. В. Смирновой «Планирование и содержание занятий с детьми 3-4 лет, страдающих общим недоразвитием речи».

Работа логопеда на группе раннего и младшего дошкольного возраста заключается в преодолении речевого негативизма и развитии общения; обогащении активного словаря; в развитии понимания речи и уточнении значения слов; работе над грамматическим строем и развитием связной речи.

Большое внимание в своей деятельности я уделяю развитию слухового восприятия, речевого дыхания и мелкой моторики.

В младшем возрасте важно научить детей воспринимать речь и различать звуки на слух. Данная способность является основополагающей при дальнейшем формировании речи-ее понимании, правильной интерпретации и воспроизведении. В содержание данного направления работы я включаю предложенные Н. А. Лукиной и И. И. Никкинен игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Кроме того, на основе предложенных рекомендаций я разрабатываю свои игры-занятия с данной целью. Здесь дети учатся понимать словесные инструкции, соотносить картинки со звукоподражаниями, дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки и т. д.

Важным в этом возрасте является стимуляция развития речевого дыхания, т. к. от правильного речевого выдоха зависит четкое произношение звуков, фраз, интонация речи, паузация и т. д. Данную задачу я решаю через специальные игры (например, предложенные Н. В. Дуровой в методическом пособии «Фонематика»): малышам нравятся различные поддувалочки, листики, снежиночки, кораблики, с которыми непосредственно можно поиграть.

Именно в младшем возрасте начинается работа по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка. С этой целью я использую гимнастику в стихах и картинках Т. А. Куликовской и В. В. Коноваленко. Использование стихотворного и наглядного забавного сопровождения стимулирует активность детей, в результате чего эффективней решаются поставленные коррекционные и развивающие задачи.

Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями также является одним из направлений моей работы. Как известно, стимуляция тонких движений кистей рук является дополнительным стимулирующим фактором в развитии речи, а также играет немаловажную роль в становлении всех видов детской деятельности, в том числе самообслуживания. С этой целью организую специальные игры и упражнения, содержание которых берется из методических источников, практической литературы (Цвынтарный, Коноваленко, Рузина и др.)

На занятиях с детьми я предпочитаю использовать яркие пособия с четко выраженными частями, учитывая возрастные особенности восприятия, мышления детей раннего и младшего дошкольного возраста, особенности детей с речевыми нарушениями. Стараюсь подбирать реалистичные игрушки, чтобы формировать правильные представления детей о различных объектах, учитывать необходимость точного соотнесения наименования предмета с его образом в восприятии детей с нарушениями речи.

В нашем учреждении практикуется комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Взаимосвязь в работе с воспитателями группы, специалистами ДОУ и родителями позволяет строить работу на хорошем профессиональном уровне. На основе методических рекомендаций и программных требований я разрабатываю тематическое планирование, которое учитывается при организации работы воспитателями и специалистами. Кроме того, определяю объем и содержание ежедневных вечерних занятий с детьми, которые проводят воспитатели. В группе оборудован речевой уголок, оснащенный играми и пособиями на развитие всех сторон речевой деятельности (дыхания, фонематического восприятия и т. д.).

Совместно с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем отбирается речевой материал для занятий; инструктор использует артикуляционные упражнения и упражнения на развитие речевого дыхания; музыкальный руководитель учитывает мои рекомендации при отборе репертуара для своих занятий. Тесное сотрудничество планируется и с психологом нашего учреждения.

Важная и решающая роль в коррекционной работе с детьми отводится семье. С родителями ведется насыщенная работа, необходимая для эффективного решения поставленных задач. Проводятся тематические собрания и собрания, посвященные итогам коррекционной работы. В соответствии с годовым планом организуются индивидуальные и групповые консультации. В родительский уголок оформляются специальные статьи; формулируются рекомендации по организации занятий с детьми в домашних условиях, определяется их содержание.

Занятия- одна из основных форм работы с детьми в ДОУ. Здесь решаются общие коррекционно-развивающие задачи, такие как развитие словаря детей, связной речи, лексико-грамматических категорий. Цели логопедической работы на каждом конкретном занятии я ставлю в зависимости от уровня речевого развития группы. Решаются и специальные задачи- на развитие и стимуляцию психических процессов (внимания, мышления, памяти в соответствии с их возрастными особенностями); и воспитательные задачи, такие как способность взаимодействия детей друг с другом, усвоение, доступных нравственных норм и правил и т. д.

Всю работу с детьми на занятиях я организую по следующим формам:

*индивидуальные занятия

*подгрупповые занятия

Принципом отбора детей для формирования подгрупп является, во-первых, учет возраста воспитанников-это подгрупповые занятия с детьми первой (2-3 года) и второй (3-4 года) младшей группы. Во-вторых, обязательным является учет уровня речевого развития детей (для подгрупповых занятий по коррекции и развитию соответствующих сторон речи).

Индивидуальные занятия-это ежедневная форма работы с детьми по заранее составленному календарному плану. В течение недели с каждым ребенком проводится не менее 3-4 занятий (а при необходимости и чаще). Назначением этих занятий является развитие и коррекция речевого недоразвития каждого конкретного ребенка в зависимости от состояния его речи, логопедического диагноза. Так, с детьми, страдающими ринолалией, основной упор делается на развитие артикуляционной моторики, правильного речевого выдоха, плавности речи, интонации. С этой целью используются приемы пропевания звуков, слогов, дыхательные упражнения, упражнения на напряжение- расслабление лицевой и общей мускулатуры. С детьми, имеющими моторную алалию-это развитие импрессивной стороны речи (ее восприятие и понимание); преодоление речевого негативизма; отработка простых по произношению звуков (А,О,У,И,Э,Б,П,М,В,Ф); развитие просодической стороны речи.

Таким образом, коррекционная работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, имеющими задержку речевого развития и тяжелые нарушения речи, способствует успешному решению первостепенных задач с учетом возрастных особенностей детей и степени их речевой патологии, а также благотворно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Специфика работы учителя-логопеда с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 сентября 2013 в 09:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...