Папки-передвижки

Специфика работы воспитателя в коррекционных группах детского сада, для детей с нарушениями речи

Ирина Кучерова
Специфика работы воспитателя в коррекционных группах детского сада, для детей с нарушениями речи

Для того чтобы лучше понять специфику работы воспитателя в коррекционных группах детского сада, рассмотрим понятие ОНР, а также дадим психолого-педагогическую характеристику с таким нарушением речи.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В. К. Воробьева, Р. И. Мартынова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др., существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л. Г. Соловьева, Т. А. Ткаченко, Л. Н. Усачева и др., имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.

Публикация «Специфика работы воспитателя в коррекционных группах детского сада, для детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы : нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

ОНР представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. По уровню речевого развития детей принято подразделять на три группы. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отнимать их от детей - олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей - олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи. Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол).

Омечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 - 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида). Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при юре сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений) [29, с. 167].

Переход ко второму уровню речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю). Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания которыми ребенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок.

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство. j форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации

- одним из этих слов, в другой -- другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева, детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок). Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость : отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник).

Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - третий уровень речевого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей, вносящих соответствующие пояснения.

Характерны является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет мягким звуком «с», еще недостаточно четко произносимым, звуки «с» («сяпоги» вместо сапоги, «ш» («сюба» вместо шуба).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения, воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстник!

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов : полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд, неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

- замена названия масти предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко — «чайник»;

- подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует», певец

- «дядя поет»);

- замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка»);

- взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные. Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Дети, имеющие горой и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальных логопедических групп. Целью занятий с этими детьми является коррекция имеющихся у них речевых недостатков и подготовка к обучению в школе. Необходимо также иметь в виду предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития ля становления личности.

Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. Этому в значительной степени способствуют сопутствующие речевым дефектам невротические проявления. У многих детей наблюдаются повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменения условий о тушение неуверенности в себе, которое приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна крайняя зависимость т мнения других. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, вертится, не может длительное время сидеть спокойно. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. В целом их эмоционально-волевая сфера имеет те же особенности, что и у детей с нормально развитой речью, но фиксация на речевом дефекте порождает у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая, как уже говорилось, имеет следующее значение в формировании личности ребенка.

Речь, как отмечал в своих исследованиях А. Р. Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка, с ее помощью осуществляется игровой замысел, который может разворачиваться в сложный игровой сюжет С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи выполняет, помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого, дефекта. При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В детском саду для детей с нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая, изобразительная и другие виды деятельности.

В процессе того, как ребенок овладевает этими видами деятельности, особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, мнемических процессов (процессы запоминания, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Особое значение имеет развитие у детей познавательных интересов. При этом нужно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачи воспитателя входят создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка, формирует социально- приемлемые коллективистские отношения в группе.

Коррекционно - речевая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиямобеспечивая необходимую познавательную и мотивационную основа для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов.

В задачу воспитателя входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса. На основе учета потенциальных возможностей детей осуществляется воспитание интереса к речи и логопедическим занятиям.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сфер ребенка.

Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей : игры, посильного труда, разнообразных занятий, направленных на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

Благоприятным условием воспитания ребенка в специальном детском саду являются также общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей не только формируются и скрепляются коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Публикации по теме:

Алгоритм разучивания песен в младшей и средней группах детского сада 1. Знакомство с песней Приемы: 1. Беседа перед песней 2. Выразительное исполнение 3. Вопросы по содержанию 4. Пение воспитателя без сопровождения.

Сценарий Дня рождения в старшей и подготовительной группах детского сада За несколько дней до намеченного празднования дня рождения ребенка вывешивается приглашение: Уважаемые гости! Приглашаем вас на Праздник-Сказку.

Конспект занятия педагога-психолога Развитие коммуникативных способностей у детей в старших группах детского сада. Конспект занятия педагога-психолога «Развитие коммуникативных способностей у детей в старших группах детского сада «Лесная прогулка». Цель:.

Мастер-класс «Квиллинг как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи» План – конспект мастер – класса ТЕМА: КВИЛЛИНГ-как средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи. ПЕДАГОГ – МАСТЕР: Угрюмова.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада. Я работаю в должности тифлопедагога.

Психологический портрет воспитателей коррекционных групп детского сада Психологический портрет воспитателей коррекционных групп детского сада. Воспитатели коррекционных групп детского сада имеют высокий уровень.

Развлечение ко Дню защитника Отечества для детей коррекционных групп детского сада Развлечение ко Дню защитника Отечества (для детей коррекционных групп) Лазарева Ирина Юрьевна, воспитатель, детский сад №6, г. Данилов.

Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска Оконосова Туйара Ивановна По ФГОС речевое развитие включает владение.

Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах Досуг – свободное время. Так же как и взрослые дети любят проводить свое свободное время весело, увлеченно и с пользой. Одной из основных.

Требования к уголку книги в группах детского сада В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы воспитателя в коррекционных группах детского сада, для детей с нарушениями речи
Опубликовано: 11 марта 2016 в 14:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД