Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.

светлана захаркина
Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.

Придумывание загадок

на основе сравнения и по заданию

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, в работе с пяти-шестилетними детьми загадки используют особенно широко и разнообразят тематику. В них говорится о животных, птицах, рыбах насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.

С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения: «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар». - (Арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их сравнить.

Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите детей выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя. А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.

Воспитатель может предлагать детям и другие задания: в отгадке должен быть определённый звук, например «п», «в», «с».

Дети предлагают:

«Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и обои». (Папа)

«Серый, живёт в лесу ещё и кусается». (Волк)

• «В небе летает, летает, потом на землю падает и

сугробы делает». (Снег)

Придумывание загадок с указанием звука,

который находится в слове-отгадке

Ещё один приём - придумывание загадок с называнием звука, который находится в слове-отгадке.

Сюжеты для таких загадок подсказывают картины или игрушки, заранее подготовленные и разложенные на виду воспитателем. Вот примерные загадки детей:

• «Синего цвета, круглой формы, катится, прыгает, можно бросать в корзину, есть звук «М». (Мяч);

• «Белая, с узорами, на руке тает. Слышится звук «С». Что это?» (Снежинка);

• «Из неё пьём компот, пьём чай с молоком, какао. Слышится звук «Ч». (Чашка);

«Острая, растёт в земле, оранжевая». В слове звук «М». (Морковь).

Звуковые загадки

Следующий прием – придумывание звуковых загадок. Дети приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений. Такие загадки развивают фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук, помогают развивать у детей слуховое внимание, закрепляют правильное произношение, способствуют развитию хорошей дикции.

Например, такие загадки придумали наши дети:

З З Ж ЖЗ З

З З З З

З З З З

Кто это? (муха)

С С С С

С С С Ш

Щ ПШ- ФУ!

ПФУ- СЩ-Щ

Что это? (ветер, порывы ветра)

У ЮУ

У У У У У

У У У У

Кто это? (Волк.)

С С Ш С С

Ш Ш Ш Ш

Ш Ш Ш Ш Ш Ш

Кто это? (питон).

Не критикуйте загадки, придуманные детьми, какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

Уважаемые педагоги, больше загадок хороших и разных!

Список литературы

1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва.:

Просвещение, 1985.

2. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом:

Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. - М.:

Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 20 марта 2013 в 17:10
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...