Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии

кожевникова оксана
Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы, анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и образовательные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

Инклюзивные подходы в образовании в современной России теоретически возможны, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие продуманной нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними стереотипами, и отсутствие культуры отстаивания права каждого человека на образование, так как в Латвии эти вопросы более продуманны и реализованы.

Латвийско-Австрийские проекты объединили и общеобразовательные учебные заведения двух стран, а также Латвийский университет Педагогии и психологии. Данный проект способствовал сотрудничеству учебных заведений обеих стран; знакомству педагогов Латвии с опытом Австрии по специальному образованию. В рамках проекта проходят профильные семинары и курсы. В России в основном развитие детей с ОВЗ происходит отдельно от других стран, чем усложняет и усугубляет ситуацию, хотя бы сотрудничество не помешало.

В рамках проекта сотрудничества северных государств и стран Балтии начат новый проект по улучшению компетенции ПМК, совершенствованию педагогически психологической диагностики. Особое внимание будет обращено на улучшение качества работы ПМК и повышение их ответственности за соответствие диагноза реальной ситуации (действительности) и интересом ребёнка 4.

Инфраструктуры в России и Латвии учебного заведения не подходят для учащихся с нарушениями движения, что доставляет дополнительные трудности для этих детей. В школе отсутствуют лифт, подъемник, санузлы не подходят для людей с особыми потребностями. Учащиеся на колясках могут проходить обучение только в кабинетах, расположенных на 1-м этаже. Еще одной из проблем являются узкие дверные проемы, не позволяющие учащимся самостоятельно попасть в помещения. Это присутствует в обоих странах.

Таблица 1

Наличие характеристик России и Латвии проблем детей с ОВЗ

Основные проблемы и достоинства Россия Латвия

Программа социальной интеграции детей с особенностями развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. + +

На всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов. Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически. - +

Внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ОВЗ среды + +

Проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым (ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор). - +

Специальное медицинское сопровождение в

учебном заведении. + +

Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых + _

Автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и обратно - домой - +

Микро-кампусы для иногородних студентов с ОВЗ, которые учитывали бы их особые (прежде всего – бытовые) потребности - -

Программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями - +

Подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании. - +

Таким образом, проблемы образования детей с ОВЗ присутствуют и в России и Латвии. Я считаю необходимым, использовать опыт других стран и обмениваться интересами, проблемами, и идеями между собой и искать выходы из проблемных ситуаций.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 20.07.2012) // Российская газета - 23.07.2012.

2. Инклюзивное образование в России: опыт реализации // ЮНИСЕФ, 2011.

3. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. – С. 12.

4. Новотворцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Н. В. Новотровцева. – М.: КАРО, 2007. – 144 с.

5. Тихонова, С. А. Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов / С. А. Тихонова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 422-427.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников путем работы мини-музеев Уважаемые коллеги, многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя.

Проект «Архитектура родного города» Аверкина Елена Филипповна, 1977 года рождения, имею высшее педагогическое образование. Окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 1998 году по.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии
Опубликовано: 11 января 2014 в 18:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...