Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии

кожевникова оксана
Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы, анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и образовательные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

Инклюзивные подходы в образовании в современной России теоретически возможны, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие продуманной нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними стереотипами, и отсутствие культуры отстаивания права каждого человека на образование, так как в Латвии эти вопросы более продуманны и реализованы.

Латвийско-Австрийские проекты объединили и общеобразовательные учебные заведения двух стран, а также Латвийский университет Педагогии и психологии. Данный проект способствовал сотрудничеству учебных заведений обеих стран; знакомству педагогов Латвии с опытом Австрии по специальному образованию. В рамках проекта проходят профильные семинары и курсы. В России в основном развитие детей с ОВЗ происходит отдельно от других стран, чем усложняет и усугубляет ситуацию, хотя бы сотрудничество не помешало.

В рамках проекта сотрудничества северных государств и стран Балтии начат новый проект по улучшению компетенции ПМК, совершенствованию педагогически психологической диагностики. Особое внимание будет обращено на улучшение качества работы ПМК и повышение их ответственности за соответствие диагноза реальной ситуации (действительности) и интересом ребёнка 4.

Инфраструктуры в России и Латвии учебного заведения не подходят для учащихся с нарушениями движения, что доставляет дополнительные трудности для этих детей. В школе отсутствуют лифт, подъемник, санузлы не подходят для людей с особыми потребностями. Учащиеся на колясках могут проходить обучение только в кабинетах, расположенных на 1-м этаже. Еще одной из проблем являются узкие дверные проемы, не позволяющие учащимся самостоятельно попасть в помещения. Это присутствует в обоих странах.

Таблица 1

Наличие характеристик России и Латвии проблем детей с ОВЗ

Основные проблемы и достоинства Россия Латвия

Программа социальной интеграции детей с особенностями развития в общество, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. + +

На всех уровнях работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов. Обязанности государства и общества перед ними не прописаны юридически. - +

Внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ОВЗ среды + +

Проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым (ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор). - +

Специальное медицинское сопровождение в

учебном заведении. + +

Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых + _

Автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и обратно - домой - +

Микро-кампусы для иногородних студентов с ОВЗ, которые учитывали бы их особые (прежде всего – бытовые) потребности - -

Программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями - +

Подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании. - +

Таким образом, проблемы образования детей с ОВЗ присутствуют и в России и Латвии. Я считаю необходимым, использовать опыт других стран и обмениваться интересами, проблемами, и идеями между собой и искать выходы из проблемных ситуаций.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 20.07.2012) // Российская газета - 23.07.2012.

2. Инклюзивное образование в России: опыт реализации // ЮНИСЕФ, 2011.

3. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. – С. 12.

4. Новотворцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Н. В. Новотровцева. – М.: КАРО, 2007. – 144 с.

5. Тихонова, С. А. Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов / С. А. Тихонова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 422-427.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников путем работы мини-музеев Уважаемые коллеги, многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя.

Проект «Архитектура родного города» Аверкина Елена Филипповна, 1977 года рождения, имею высшее педагогическое образование. Окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 1998 году по.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии
Опубликовано: 11 января 2014 в 18:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра на закрепление знаний цвета «Веселые картинки»
Сенсорное развитие является одним из главных направлений в развитии детей младшего дошкольного возраста. Одной из задач сенсорного развития является...
Мастер-класс «Салат в морковках»
Мастер-класс "Салат в морковках". Хочу поделиться с Вами необычным рецептом салата. Впервые увидев его в интернете, подумала, что необычно и непросто....
Фотоотчет о творчестве детей на осеннюю тематику в средней группе
Фотоотчет о творчестве детей на осеннюю тематику в средней группе. Вот и закончилось осень. Чудесное время года! Нельзя было остаться равнодушным к...
Дидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группы
Предлагаю Вашему вниманию мою новую работу - дидактическую игру по безопасности "Один дома". Цель : формирование осознанного правильного поведения,...
Занятие по изодеятельности «Рельефный налеп с детьми средней группы «Снежинка»
Рада вам, мои друзья и случайно заглянувшие ко мне на страничку коллеги! Нынче у нас на Урале непривычно долго мы ждали снега! Хотя первый выпал 15 октября....