Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Ирина Ведерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.

Задачи.

1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Ход НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Фонетическая разминка.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]“» размещена в разделах

(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ - /Ж/.

- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/, то звук /З/, а вы будете выполнять соответствующие движения:

- на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

- на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

2. Организационно-поисковый этап.

Игра «Поймай звук в слове»

- А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж :

Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют) :

Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют) :

Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

Чистоговорки:

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.

Физкультминутка

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке

(ходьба на месте).

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша

(ладошками шуршим).

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чем-то, ловко

Раздобыл косой морковку

(прыжки на месте).

Игра "Доскажи словечко"

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная. (задача).

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла. (зима).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….(зарядку!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель(ёжик).

Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза : со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».

со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка» :

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

- Видел ли кто-нибудь чижа?

- Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Определение звука в слове.

На столах у детей - решетки с крупными ячейками, для слогов (см. Приложение). Дети делят слова на слоги и определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.

Слова для звукового анализа : журнал, лыжник, виражи, чиж, чижик, уж; зима, мороз, козлик, арбуз, дизель, замок.

Заучивание стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

Приложение: решетки для слогов.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи» Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Звуковая культура речи. Звуки [Л]-[Л’]»Конспект комплексного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Звуковая культура речи. Звуки [Л]-[Л’]» Цель: Формирование звуковой культуры речи. Задачи: Обучающие: Упражнять детей в четком произнесении звука «л - ль» (в слогах, словах);.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш» Цель: - Формирование.

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи Тема: Звуковая культура речи. Работа.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Звуковая культура речи: звук ж Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи «Звук [Ц]» Речевое развитие Звуковая культура речи: звук "ц". Цели и задачи: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]» Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к ; упражнять.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Звуковая культура речи. Звук И» Тема: «Звуковая культура речи. Звук И» Цель: Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Опубликовано: 24 января 2018 в 14:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД