МААМ-картинки

Развитие и активизация речи детей раннего возраста

Альфира Сафиуллина
Развитие и активизация речи детей раннего возраста

«Развитие и активизация речи детей раннего возраста»

Статья

Сафиуллина А. А.

МДОУ №8 детский сад «Золотая рыбка»

г. Стрежевой, 2010 год

Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и её дефекты у детей старшего дошкольного возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

Публикация «Развитие и активизация речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Проблема развития пассивной и активной речи детей раннего возраста является актуальной в настоящее время. Своевременные и правильно подобранные мероприятия в речевом развитии детей раннего возраста - это необходимое условие для дальнейшего его развития.

Игра является основным видом деятельности детей раннего возраста. Процесс игры дети часто сопровождают словами, а иногда и фразами. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Наиболее доступны игры на звукоподражание и развитие артикуляционного аппарата, повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произнесении звуков и слов, тем самым укрепляет артикуляционный аппарат. Кроме того, развитию речевых центров мозга способствуют игры на действия ребенка пальчиками: рисование пальчиком, игры с песком, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, бусы, мелкие игрушки; массаж кистей и пальцев рук. Замечательным средством развития речи детей, по мнению великого русского педагога К. Д. Ушинского, является русское народное слово: потешки, песенки, стихи, сказки, прибаутки.

Взрослые, общаясь с ребенком, употребляют связную речь. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы. Но отдельные компоненты речи - звуки, слова, грамматические формы - еще не речь. Взрослые в силах помочь детям усвоить речь. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он часто слышит. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на педагога и сам шевелит губами.

Задача воспитателя:

*Удовлетворять потребность ребёнка в общении;

*Совершенствовать понимание речи взрослого;

*Развивать умение подражать слогам и легким по произношению словам.

Если малыш отвечает на вопросы какой-нибудь вокализацией, пусть даже она далека от правильного произнесения слова, то с ним следует согласиться, повторив отрабатываемое слово. Дать возможность ребенку сопоставить слова, произнесенные им и воспитателем, и ощутить различия между ними. Например: Кто это? (звуковая реакция ребенка). – Правильно, собачка. Одно и то же слово необходимо повторять несколько раз в различных вариациях. Это помогает ребенку членить высказывания, выделять в нем слова и осознавать их смысл. Например: Посмотри, это кошка. Хорошая кошка. Возьми кошку. Кошка упала. Дай мне кошку. Красивая кошка.

Работу с детьми полутора лет по развитию связной речи нужно начинать с использования приёмов невербального общения и постепенно переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств, слов и звукосочетаний. Воспитывать умение прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать.

Задаваемые взрослым вопросы к ребенку от года до двух лет, в целом не являются собственно вопросами - это скрытое побуждение к определенному действию, например, «Где собачка?», «Где у Кати глазки?», «Как мячик прыгает?», «Как нюхаем цветочки?». Их цель - не получение информации от ребенка - а расширение его представлений о мире и развитие речи ребёнка. Вопросы позволяют отследить, насколько успешно идёт этот процесс.

Содержательное общение взрослого с ребенком, детей друг с другом во второй год жизни позволяет: целенаправленно обогатить словарь детей. Ребенок учится называть реальные предметы, явления, их изображения, находить и называть некоторые части хорошо знакомых объектов, обозначать словами свои и чужие действия, находить знакомое изображение из трех-четырех предлагаемых картинок.

К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов. Дети обозначают: названия предметов окружающих их; названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, желтое солнышко); величину (большая пирамида); свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок); названия действий, понятных им: спать, принести, подать и прочее.

Ребенок говорит о себе, употребляя местоимения «Он», «Она» или называет себя по имени. С двух летнего возраста дети говорят о себе от первого лица, то есть «Я».

Задача воспитателя:

* Расширить знакомство детей с окружающим миром и на этой основе обогащать их словарный запас;

* Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы;

* Способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.

Работа по развитию речи детей третьего года жизни разнообразнее, чем на первом году. Речевые умения у ребенка формируются во время разговора его с взрослыми, в процессе бытового общения ( режимных моментов: кормления, умывания, одевания, прогулок и т. д., во время игр, во время чтения художественных произведений, инсценировок, в показе кукольного, настольного, пальчикового театров, на специальных занятиях, организуемых педагогом.

На третьем году жизни ребенок осваивает основную форму речевого общения - диалог. Он учиться высказываться, задавать вопросы, ожидать ответа, обращаться к окружающим с просьбой и предложениями. Происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов быта; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет); начинает согласовывать прилагательные с существительными; использует бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении с взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, простые предложения, переходит на диалог.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, действий с пальчиковым театром он нередко сопровождает тон действия словами, а иногда и целыми фразами.

Задача воспитателя:

*Развивать произносительную сторону речи;

* Совершенствовать словарь;

* Развивать грамматические навыки устной речи;

* Способствовать развитию связной речи.

Успеха в развитии речи детей можно добиться лишь при использовании всех моментов жизни ребенка: бытовые ситуации, режимные процессы, занятия, игры, прогулки, драматизации, чтение художественной литературы и так далее.

Подобранный и разработанный мною материал для детей раннего возраста рассчитан на развитие, как пассивной, так и активной речи :

• игры на звукоподражания

• игры с игрушками

• игры с пальчиковым театром

• настольный театр

• потешки

• импровизации

Убеждаюсь, что своевременные и правильно подобранные мероприятия в речевом воспитании детей – необходимое условие для дальнейшего его развития. Ребенок самостоятельно не может овладеть речью. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Список литературы:

1. Бондаренко Е. А. автор и сост. Развивающие игры для детей от года до трех. – М. : ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2003. – 155, [5] с. – Здоровый ребенок.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Кн. Для воспитателя дет. Сада/А. М. Фокарев, С. Л. Новоселова, Л. И. Калан и др. ;/ Под ред. М. Н. Павловой. – М. : Просвещение, 1986. 176 с.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада /В. В. Гербова, Р. Г. Казакова и др. ; под ред. Г. М. Ляминой. – М. : Просвещение, 1981. – 224 с. с ил. (Б-ка воспитателя дет. сада).

4. Гербова В. В., Максакова А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)».

5. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 216 с.

6. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для детей и педагогов. / Ярославль: «Академия развития», 1977 – 240 с., ил.

7. Кольцова М. «Ребенок учится говорить» - М. : Сов. Россия, 1979.

8. Павлова Л. Н. Организация жизни и культуры воспитания детей в группах раннего возраста : практ. пособие/Л. Н. Павлова. - 2-е изд. -М. : Айрис – пресс, 2007.-208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

9. Павлова Н. Л., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 152 с.

10. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. Изд. 3-е, доп. М., «Просвещение» 1970. 136 с. с ил.

11. Печора К, Л., Пантюхин Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста; Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984.- 223 с., ил.

13. Развитие ребенка раннего возраста : Г. М. Лямина. – М. : Айрис- пресс, 2005. – 96 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

14. Развитие детей раннего возраста : Анализ программы дошкольного образования М. : ТЦ Сфера,2009, 128 с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М; Издательство Института Психотерапия; 2001 – 240 с.

16. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 1977.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте.Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и активизация речи детей раннего возраста
Опубликовано: 5 января 2014 в 14:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД