Система использования музыкально-ритмических упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Галина Маврычева
Система использования музыкально-ритмических упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Статья 2002-ого года. Немногое изменилось. Сейчас пишется по-другому, а работа осталась той же.

Актуальность проблемы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата очевидна. Ведь лечить болезнь всегда труднее, чем её предупредить. А согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, нередко и головными болями. Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы, а стопа – это фундамент, опора нашего тела. При плоскостопии исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений.

Для реализации задач по использованию этой системы, я разделила свою работу на несколько этапов:

1. информационно-аналитический

2. диагностический

3. разработка системы упражнений

4. анализ работы и перспектива.

Изучив методическую, медицинскую и педагогическую литературу по данной теме, я выяснила, что при начинающихся отклонениях в работе опорно-двигательного аппрата эффективнее всего – лечебная гимнастика, массаж, плавание, закаливание, физические упражнения и т. д. Но поскольку музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы д/с, я вывела для себя задачи, совпадающие с задачами для всех этих оздоровительных форм работы.

Задачи профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата:

• воспитать осознанное отношение детей к фиксации правильного положения тела

• укреплять мышцы, совершенствовать двигательные навыки

• совершенствовать координацию движений

• развивать лёгкость, изящество, грациозность движений

• воспитать интерес к муз. ритмическим движениям.

Для успешной реализации поставленных задач, я включила систему разработанных

упражнений в различные виды деятельности и формы работы. Это – музыкальные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки.

Изучив медицинские карты детей, я обнаружила следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

сутуловатость

вялая осанка

крыловидные лопатки

круглая спина

плоскостопие

Так как программа Камертон не рассчитана на детей с такими нарушениями, передо мной встала задача разработать систему, в которую бы входили муз. -ритмические упражнения, реализующие главную цель – укрепление физического и психического здоровья детей.

Моя система работы над музыкально-ритмическими движениями основана на программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», где выделяются 3 этапа развития:

1. Освоение разнообразных видов движений с опорой на способность к подражанию.

2. Развитие умения самостоятельно исполнять выученные ранее движения, по-своему их комбинировать.

3. Подведение к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

Особое внимание обращаю на правильность и выразительность движений.

Основные приёмы, которые я использую при разучивании движений:

1. показ

2. словесная интерпретация образа (острые карандашики, весёлые клоуны – ходьба с разведёнными в стороны носками и т. д.)

3. образная оценка (какая у Арины стройная ёлочка, что-то карандашики затупились и т. д.).

Большое значение придаю выполнению движений детьми без напряжения, свободно и естественно. Систему упражнений выстраиваю по принципу от простому к сложному.

Вообще, как средство предупреждения и устранения дефектов осанки муз. ритмические движения, наверное, предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Почему?

Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные.

Формированию правильной осанки также способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении.

Регулярно включаю во все формы работы кинезиологические упражнения, ведь кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья как раз через определённые двигательные упражнения.

Мы работаем с детьми, развитие головного мозга которых находится на 2 этапе, когда происходит разворачивание нервных сетей в правом полушарии. Девочки до 7 лет, мальчики до 8,5 как бы правополушарные. Происходит формирование таких функций, как чувствование и управление собственным телом, мелкая моторика, пространственная координация. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным способом, через образы и схемы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Поэтому и в своё занятие я включаю именно образные движения, преследуя сразу несколько целей и выполняя несколько задач.

Например, движения современных танцев, чарльстон, твист, поочерёдное разведение коленей и т. д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.

Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в бальных танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.

Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

Таким образом, хотя профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и должна быть комплексной, музыкально ритмические движения в этом комплексе по мнению специалистов занимают далеко не последнее место, благодаря музыке. Ведь именно в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Анализ литературы показал, что профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей является важнейшей актуальной задачей. Психическое и физическое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой.

Оздоровительный эффект занятий музыкально-ритмическими движениями и специальными дыхательными упражнениями связан прежде всего с повышением возможностей организма, укреплением физического и психического здоровья.

Но включение этих упражнений во все формы организации деятельности детей должно быть систематическим и регулярным, только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект. Задачи, поставленные мною в начале работы, выполнены, у детей создан интерес к выполняемой деятельности.

В перспективе рассчитываю на введение занятия ритмикой и на замену 2 раза в неделю обычной гимнастики, муз. Ритмической. Планирую также провести беседы с родителями всех групп по данной проблеме на родительских собраниях в конце года.

Муз. рук. МДОУ №141

Маврычева Г. Г.

Публикации по теме:

Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе плоскостопие? Какие факторы.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Система использования музыкально-ритмических упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 11:57
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...