Папки-передвижки

Агрессивное поведение дошкольников

оксана лаврентьева
Агрессивное поведение дошкольников

Дошкольный возраст – это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении.

Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности. В первую очередь – это потребность в движениях. Ребенок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Про такого ребенка (проживающего период повышенной двигательной активности) приходится слышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановить! Кажется, что он готов «стаять на ушах» двадцать четыре часа в сутки». Родителям и воспитателям приходится насильно ограничивать активную деятельность ребенка. А его реакция на любое ограничение – гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивность часто выражается в конфликтности ребенка со взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение. Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте – это потребность в самостоятельности, желании быть взрослым, независимым, все делать самому. В таких ситуациях мы должны помнить, что повышение голоса, дальнейшее принуждение к действию («Ты все равно сделаешь так как я хочу») – это самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения.

Публикация «Агрессивное поведение дошкольников» размещена в разделах

Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть ее, но не на Вас, а на другой объект. Вы можете предложить ребенку, например, разорвать на мелкие кусочки газету; поколотить огромную подушку; лежа на спине, одновременно бить по ковру руками и ногами, крича при этом нет, нет, нет; нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребенок успокоится, обсудите с ним различные альтернативы выполнение вашего требования и договоритесь о возможном наказании за подобные истерики. Пусть он сам предложит вам вариант наказания, которое заранее обговорено, в будущем ребенок сам будет удерживаться от истеричных реакций (при условии, что истерика – не единственный способ привлечь к себе ваше внимание).

Еще одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте – потребность в общении со сверстниками. Сама способность общаться включает в себя:

- желание вступать в контакт;

- умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);

- знание норм и правил общения.

Если эта способность не сформирована, если ребенок не обучен адекватным средствам общения, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико, то он часто кулаками стремится приобрести популярность в своей группе. Для нас важно определить причину агрессивности ребенка, а здесь причина желания быть принятым, быть лидером в группе и обучить его другим способам завоевания авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.

В любом случае, если агрессия проявляется, и какова бы ни была ее причина (явная или скрытая) нам предстоит научить ребенка управлять своей агрессией, выражать ее в допустимой форме. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что мы его любили, ценили, принимаем его таким. Какой он есть.

Все наши психические, эмоциональные состояния тесно связаны с физическими изменениями. Которые проявляются через тело, прямо, то он выразит себя способом, который, скорее всего окажется вредным для нас, нашего здоровья. Поэтому не следует подавлять гнев ребенка, нужно помочь ему овладеть способом выражения негативных чувств, приемлемых для общества.

Кроме того, необходим помнить, что личная агрессивность взрослых способствует возникновению и закреплению у детей агрессивного поведения. На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией, взрослый должен показать ребенку пример конструктивного разрешения возникшего конфликта. У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и др.). Так и прямой (дети били сверстников кулаком или палкой по голове, кусать и т. п.).

Причинами проявлений агрессивности могут быть :

стремление привить к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем естественно привлекает к себе внимание);

ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик!»;

защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего друга, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Большинство проявлений агрессии наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами; или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживанием. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение, может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывают особую тревогу.

Исследования, проведенные отечественными психологами, подтверждают, что те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время, некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявлялась в следующем:

высокой частоте агрессивности - действий в течении часа наблюдений они демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то же время как у других детей было зафиксировано не более одного;

преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

наличие врожденных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников, а на причинение физической боли или страданий сверстникам.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, недоразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Положение агрессивных детей в группе сверстников существенно различается — одни из них занимают положение лидеров и предпочитаемых, другие попадают в отверженные. Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Однако несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяют одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

В то же время можно полагать, что в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Есть различные средства адекватного выражения агрессии ребенка-дошкольника : фантазирование, рассказывание сказок, рисование, тренинги, упражнения. Методика проведения указанных тренингов может быть различной, но обязательно включает в себя 2 компонента: ролевую игру и групповую дискуссию, чтобы ребенок мог доверять, сочувствовать и сопереживать он должен играть, в процессе игры ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны, научит ребенка выражать свой гнев, и при этом не причинять никому ущерба. А упражнения, которые предлагают психологи нужно включать в начало каждого занятия, они позволяют поднять общий тонус организма, улучшают самочувствие, изменение в поведении, эмоциональное состояние ребенка для обсуждения.

Предлагать конфликтные ситуации, которые требуют от ребенка проявление интеллектуальной и нравственной активности, общения, позволяют желание изменить поведение свое, отношение к миру.

Публикации по теме:

«Зеркальный (Волшебный) экран». Для художественного творчества, развития эмоций и мелкой моторики пальцев рук.«Зеркальный (Волшебный) экран». Для художественного творчества, развития эмоций и мелкой моторики пальцев рук. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

ПоздравляюПоздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Агрессивное поведение дошкольников
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД