Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство патриотического воспитания (32 фото)

Елена Мозговая
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Публикация «Дидактическая игра как средство патриотического воспитания» размещена в разделах

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопрос патриотического воспитания.

Чувство патриотизма - это любовь к родным местам и гордость за свой народ. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, селу. Дети должны понять, что их село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие предприятия есть в селе; о лучших людях села. Знакомя детей с родным селом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родное село интересно всем, побуждает гордость за родной край.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Это не только дидактические и народные игры, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.)

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Русская народная игра «Карусель»

Дидактическая игра как средство патриотического воспитания

Играющие становятся в круг. Держась за ленты правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие опускают ленты и разбегаются по площадке.

Русская народная игра «Пора молодцу жениться»

Фото №1 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дети собираются в круг. Выбирается жених, он двигается вне круга. Хорошо, если игра происходит с музыкальным сопровождением. Действия игры соответственно словам русской народной песни «Пора молодцу женится».

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.

Я предлагаю дидактические игры, которые направлены на формирование духовно-нравственного воспитания. Эти игры помогают лучше запомнить и закрепить материал. Многие игры придуманы и изготовлены мною.

«Раскрась пасхальное яичко»

Фото №2 Воспитание детей

Эта игра знакомит детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью, поддерживает в детях чувство пасхальной радости и содействует формированию привычки следовать праздничным традициям.

«Мой ангел»

Фото №3 Материалы для педагогов Воспитание любви к родному краю к родной культуре к родному городу к родной речи задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать Фото №4 Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого с любви к своей семье к своему дому

Игра расширяет представления детей о сотворении мира Богом, уточняет представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном. Воспитывает и развивает понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

«Назови православный праздник»

Фото №5 Постоянно расширяясь эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории его прошлому и настоящему а затем ко всему человечеству

Эта игра закрепляет знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах. Воспитывает у детей привычку готовиться к православным праздникам. Побуждает желание укреплять и расширять свои знания о православии.

В патриотическом воспитании немаловажную роль играет дидактическая игра. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Знакомство с родным домом, улицей, селом, страной начинается в дошкольном возрасте. Чтобы ребёнок заинтересовался историей села, в котором он живёт, нужны не только беседы, но целевые прогулки, экскурсии. А ещё дошколята любят играть, поэтому знакомить детей с селом и страной будем через игры. Сейчас я познакомлю вас с такими играми, которые использую в своей работе.

Цикл дидактических игр по родному селу - это:

«Путешествие по родному селу»

Фото №6 Лихачёв Публикация Дидактическая игра как средство патриотического воспитания размещена в разделах Воспитание детей

Это игра-бродилка. Путешествие начинается с детского сада. Дети проходят через все объекты родного села, преодолевая разные препятствия, предусмотренные правилами игры. Конечный пункт-школа (как в настоящей жизни: детский сад-школа). Игра ещё интересна и тем, что вместе с детьми преодолевают весь путь любимые мультгерои - Лунтик и его друзья. Эта игра авторская, была придумана и создана мною. По мнению детей является самой любимой - что вдвойне приятно!

Макет «Село своими руками»

Фото №7 Оно зависит от успешного решения многих задач среди которых особое место занимают вопрос патриотического воспитания

Данный макет села изготовлен умелыми руками наших отзывчивых родителей.

Фото №8 Чувство патриотизма это любовь к родным местам и гордость за свой народ

В этой игре дети знакомятся не только с объектами села, но и с правилами дорожного движения.

Вместе с родителями в ходе проекта «С чего начинается Родина» мы изготовили два фотоальбома, материал которых послужил нам объектами для дидактических игр.

«Знаешь ли ты?» (достопримечательности села)

Фото №9 Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям отцу и матери любви к своему дому улице детскому саду селу Фото №10 Дети должны понять что их село лес река поле частица Родины Фото №11 Дошкольникам надо знать какие предприятия есть в селе о лучших людях села

Переворачивая страницы альбома, дети называют объекты своей малой родины. А некоторые места мы посещали во время экскурсий (СОШ №2, Детская библиотека, Храм, Краеведческий музей.)

«Прошлое-настоящее»

Фото №12 Мысль что родное село интересно всем побуждает гордость за родной край

А в этом альбоме дети сравнивают своё село прошлое и настоящее. Многие объекты уже изменены до неузнаваемости.

Фото №13 Хорошо известно что среди видов деятельности имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра Фото №14 Дидактические игры дидактические и народные игры но и все виды деятельности которые в народной традиции имеют характер игры обряды праздники и др

Игра - кубики «Моё село» (знаменитые места родного села)

Фото №15 Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников

Собирая единую картинку из отдельных кубиков, дети знакомятся со знаменитыми местами родного села. Эта игра пришла мне на ум, когда мой ребёнок складывал незамысловатые картинки. И наблюдая за ним, я подумала, а почему бы не собрать картинку о чём-то знакомом и родном. Фотографии объектов села разрезала по количеству кубиков (12 частей) и наклеила с помощью двухстороннего скотча. Вот так и появилась эта игра.

Фото №16 В них отражается образ жизни людей их труд быт национальные устои представления о чести смелости Фото №17 В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций формирования национального самосознания человека

А многие места им хорошо знакомы, вот например как это - наш любимый детский сад.

«Где находится памятник?»

Фото №18 Детский сад решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры отдает предпочтение русским народным играм Фото №19 Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции Фото №20 В них ярко отражается образ жизни людей их труд быт национальные устои

Игра знакомит детей с памятниками, учит ориентироваться в родном селе.

«Собери герб села Лосево»

Фото №21 В народных играх много юмора шуток задора что делает их особенно привлекательными для детей

А эта игра – пазлы. На занятии по знакомству с историей родного села дети знают его герб и могут уже легко собрать в единую картинку.

Все эти дидактические игры помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Дидактические игры по ознакомление с государственной символикой России, я предлагаю использовать такие, как: «Достопримечательности нашей столицы», «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов».

«Достопримечательности нашей столицы»

Фото №22 Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка способствует расширению представлений об окружающем мире развитию психических процессов

Главная достопримечательность Москвы — Красная площадь

Фото №23 В народных играх есть все и фольклорный текст и музыка и динамичность действий и азарт

Храм Василия Блаженного

Фото №24 В то же время они имеют строго определенные правила и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям к уважению всеми принятых условий игры

Царь-колокол

Фото №25 В таких играх можно отличиться если это не нарушает установленного порядка в этом и заключается педагогическая ценность народных игр

Царь-пушка

Рассматривая эти картинки, дети с интересом переходят от малой родины к изучению объектов нашей общей Родины - Москвы.

«Собери Флаг России»

Фото №26 Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях в повседневной жизни ребят на прогулке на праздниках и развлечениях

Игра способствует закреплению знаний флага своей страны (России.)

«Сложи герб из фрагментов»

Фото №27 Русская народная игра Карусель

Игра способствует закреплению знаний о гербе России.

«Одень куклу»

Играющие становятся в круг Держась за ленты правой или левой рукой ходят по кругу со словами Еле еле еле еле Завертелись карусели а потом кругом А потом кругом кругом Всё бегом бегом бегом Дети двигаются сначала медленно а после слов бегом бегут По команде ведущего Поворот они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону

Данная игра знакомит с национальной одеждой, прививает интерес к национальной культуре.

Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы патриотического воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

МК ДОУ Лосевский детский сад №1

2015 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Составитель: Смагина Светлана Валерьевна Должность:.

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Методическая разработка на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Актуальность исследования заключается.

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Авторы: Жданова Анна Александровна - воспитатель.

Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста. Консультация для педагогов Дидактическая игра как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста Период раннего и младшего дошкольного возраста.

Краеведческая работа в ДОУ — важное средство патриотического воспитания дошкольников В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- патриотических качеств и прежде всего чувства.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Инновационная работа по направлению нравственно-патриотического воспитания «Моя малая Родина — Павлово» Моя малая родина - Павлово «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину,.

Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания Технология опыта. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 29 января 2016 в 22:51
+436Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 237.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД