Терпимое отношение к ребенку как путь предупреждения педагогических конфликтов.

наталья шрамова
Терпимое отношение к ребенку как путь предупреждения педагогических конфликтов.

Терпимое отношение к ребенку как путь предупреждения педагогических конфликтов.

«Терпимость - терпимое отношение к чему-нибудь. Сегодня терпимость отождествляется с толерантностью. Нередко в понятие «терпимость» вкладывается нравственный смысл: «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей, выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения».

На мой взгляд, подлинная, позитивная терпимость воспитателя основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей и смысла действий противоположной стороны, мотиваций поступков и убеждений. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения ребенка не должно приводить к конфликту. И он не возникнет, если воспитатель будет признавать возможность существования другого мнения как данности, как объективно существующей реальности, проявляя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу.

При нетерпимости переживается неприятие в виде эмоционального реагирования в форме агрессии, бунта, злости, злорадства, открытой неприязни, стремления действовать активно, совершать хулиганские, не поддающиеся логике, анализу и здравому смыслу поступки: ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный вред и т. д. Ведущим механизмом возникновения толерантности является терпение. Оно может быть и состоянием, и качеством, и свойством личности, но всегда выступает как психологический механизм, обеспечивающий функционирование терпимости для обозначения толерантности. Суть терпения как механизма состоит в сдерживании импульсивных состояний и действий. Терпение большинством исследователей рассматривается как психическое состояние. В его основе лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль. Выдержка особо ярко проявляется при сдерживании перехода от решения к действию, когда немедленная реализация плана нецелесообразна. Выдержка позволяет затормозить влияние внезапных побуждений, мешающих успешному продвижению к цели. Когда необходимо усилить ведущий мотив или заставить себя все-таки исполнить принятое решение вопреки отвлекающим побуждениям, таким как страх, лень, конкурирующий интерес, тревожность, или же замаскировать внешние проявления внутреннего напряжения, то на помощь выдержанности приходит самообладание, являющееся также волевым качеством личности.

Несомненное значение для понимания терпимости имеет рассмотрение такого психологического механизма, как принятие. Суть его как процесса - это включение другого в индивидуальное пространство личности за счет понимания. Способность к принятию, согласно утверждению психологов-гуманистов, является базисной личностной особенностью.

В педагогике принятию детей такими, какие они есть, способствует понимание. Основой принятия для воспитателя должно стать сопереживание, «сочувственное понимание». Терпимое отношение к детям - профессиональное качество личности педагога - воспитателя.

В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как воспитатель разрешает противоречие между необходимостью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям, а с другой – возможностью реального выполнения их детьми. Терпимый воспитатель спокойно реагирует на внешний вид ребенка или на его поведение, которые у других людей могут вызывать раздражение, он способен принимать детей такими, какие они есть, анализируя особенности характера и спокойно намечая работу по коррекции, которую начнет осуществлять постепенно, ненасильственно, не травмируя личность. Такой воспитатель видит не только сам факт поступка, негативные черты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, условия, приводящие к этому. Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняя ребенка, он попытается использовать психолого-педагогические методы для решения проблемы.

Понимание ребенка, внутренних причин его поведения меняет тип мышления педагога - воспитателя, помогает взглянуть на те же действия и поступки детей с иных позиций. Для построения гармоничных взаимодействий в системе «воспитатель-ребенок» необходимо, чтобы педагог психологически поставил себя на место ребенка в целях лучшего понимания и прогнозирования его настоящего и последующего поведения. Процесс формирования доверительного отношения к себе и к окружающему миру включает в себя погружение ребенка в активную познавательную деятельность. Доверие можно сформировать, но лишь при условии доверительности между главными субъектами воспитательного процесса. Доверительное отношение в процессе грамотно построенного педагогического процесса постепенно преобразуется в доверительность как нравственное качество личности, включающее в себя не только способность доверять себе и людям, но и быть ответственным перед доверяющими тебе. Доверие как гуманная форма отношений способно обеспечить развитие личности человека в гармонии с миром через постепенное формирование личностной способности согласовывать внутренние и внешние инстинкты. Доверие играет роль компаса в ориентировании человека на гуманные отношения, позволяющие гармонично сосуществовать с окружающим миром через такие формы, как содействие, сотворчество, сотрудничество, сопереживание.

Публикации по теме:

Рисуем цветы.Рисуем цветы. Рисуем цветы. Нарисовать цветы очень просто, но для этого нужно уметь раз­личать в них стебель, листья и головку. Попробуем нарисовать те.

Театральная студия в ДОУТеатральная студия в ДОУ Наша театральная студия[/align]Настольный театр Конусный театр театр масок ][/align] [Тростевые куклы[/align] Куклы на гапите.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
  • Лабиринты
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Терпимое отношение к ребенку как путь предупреждения педагогических конфликтов.
Опубликовано: 19 марта 2012 в 15:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приглашение на выпускной. Подсолнушек. Мастер класс.
Как на крыльях время мчится Пролетая день за днем Скоро мы пойдем учиться Скоро в школу мы пойдем! Да, время действительно пролетело незаметно....
Неделя чувашской культуры. Фотоотчет.
Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и...
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего...
Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение, умение...
Проект «День Победы» в средней группе.
Тип проекта - краткосрочный ( с 3 по 12 мая) Участники проекта - дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта: сформировать у детей знания о...
«Степашкины сказки. Коробка с хорошим настроением». Сказка для детей и взрослых
Представляю вашему внимание еще один рассказ-сказку с участием полюбившемся многим боевым йорком Степашкой. Объективно говоря «Степашкины истории» уже...