Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к основам национальной культуры

Снигирева Екатерина
Приобщение дошкольников к основам национальной культуры

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ»

Снигирёва Екатерина Викторовна, воспитатель

Сербина Галина Петровна, воспитатель

БДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №37»

г. Омск

«Давайте детям больше и больше содержания общего,

человеческого, мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим

через родные и национальные явления».

В. Г. Белинскиий

Публикация «Приобщение дошкольников к основам национальной культуры» размещена в разделах

В приобщении к национальным традициям, обычаем, культуре особое место отводится дошкольному периоду. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие [1, с. 58]. Ребенок как можно раньше должен впитывать национальную культуру через фольклор, народные песни, танцы, произведения народного декоративного искусства и т. п. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к национальной культуре.

К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с национальной культурой. Среда, в которой растут и развиваются дети, представляет собой набор элементов различных традиций и культур, что приводит к безразличию, развитию равнодушия, наблюдается падение уважения и интереса к прошлому своего народа. В связи с этим, приходится осознавать актуальность слов К. Д. Ушинского сказавшего в своё время: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством, литературой, а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: своей Родине, и всем, что с ней связано…» [2, с. 20].

Таким образом, перед взрослыми стоит главная задача–развивать в детях такие качества, как доброту, благородство, интеллигентность, чувство патриотизма, прививать любовь к прекрасному.

Опираясь на данные современной педагогической науки, из личного опыта и опыта других педагогов, мы определили цель нашей работы: приобщение дошкольников к национальной культуре через использование различных компонентов культурно–исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно–прикладное творчество и т. п.).

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

• Расширять и углублять знания детей об истории и культуре своего народа.

• Учить детей «видеть культуру» вокруг себя (в предметах быта, названиях улиц и т. д.).

• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций воспитания детей, привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно-развивающей среды.

• Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре в целом.

Наша педагогическая деятельность в данном направлении строится в соответствии с лучшими традициями педагогики, с основными положениями ФГОС ДО, с требованиями и рекомендациями программы Н. М. Крыловой «Детский сад–Дом радости». Автор одним из ведущих направлений своей программы выделяет овладение воспитанником основами духовной культуры, интеллигентности, развитие философского взгляда на себя и окружающей мир, широкому приобщению мальчика и девочки к общечеловеческим и национальным ценностям.

Свою работу по данной проблеме мы начали с изучения по возрастным группам плана – программы «Детский сад–Дом радости» Н. М. Крыловой, которая строится с учетом возрастных особенностей детей, доступностью материала, постепенностью его усложнения. Работа по приобщению к основам национальной культуры начинается со второй младшей группы и ведется до подготовительной к школе группы.

В группах мы организовали предметно-развивающею среду в соответствии с требованиями ФГОС и программой Н. М. Крыловой: «полочки–красоты» (где, представлены предметы декоративно – прикладного искусства, статуэтки, «Миры» (размещен дидактический материал по определённой тематике, наглядные пособия, игры, материал для индивидуальной работы, так же приобщение к основам национальной культуры проходит через просмотр видео–презентаций, чтение художественной литературы, прослушивание народных произведений.

Основной формой познавательной деятельности детей является НОД. В ходе проведения НОД по реализуемой программе используется беседа, которая проходит в форме «сказания» (рассказ педагога с использованием наглядности) и «посиделки» (умение рассуждать о том, что было ранее известно). Кроме того, в образовательную деятельность дошкольников включаем региональный компонент, где знакомим детей с традициями, воспитываем уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививаем любовь к родной природе. А поскольку в наш детский сад ходят дети разных национальностей (казахи, русские, татары, мы, говорим обо всех, подробно останавливаясь на обычаях и традициях каждого народа, на его литературе и фольклоре. Одновременно опыт детей подкрепляется на музыкальных и физкультурно-оздоровительных занятиях, где применяем фольклорные элементы, подвижные игры, разучиванием репертуар народного жанра, многое узнают о композиторах, о национальных музыкальных инструментах, на которых учатся исполнять простые музыкальные композиции.

Наряду с НОД проходят и праздники: фольклорные, календарные, государственные, например: «Праздник урожая», «Ярмарка», «Новый год». Почти каждый праздник превращается в театральное представление, в котором участвуют дети и взрослые. Родители принимают активное участие в украшении группы к праздникам и в проведении праздников. В итоге совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием.

Также, при обучении обрядам, обычаям, играм значительное внимание мы уделяем познанию детьми истории и этнографии родного народа. С этой целью создали в ДОУ мини-музей «Горница», где собрали и экспонируем старинные предметы быта, одежда. Большинство НОД проходит в «Горнице», которое завершается чаепитием из самовара. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства. В ходе проведения данной деятельности педагогами было замечено, что дети проявляют большой интерес к национальной культуре, что недостаточно только плановых мероприятий. Поэтому, как вариант кружковой работы мы организовали кружок «Любава».

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Привлекая родителей по данной теме, нами предложены семинары-практикумы, творческие гостиные, наглядная информация, открытые занятия. При таких условиях совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить педагогов–родителей–детей.

В результате, анализируя проводимую работу, мы пришли к выводу, что она необходима так, как дает положительные результаты. Благодаря созданию особой среды, позволяющей, как бы с ней соприкоснуться у детей дошкольного возраста развиваются, и формируется знания о национальной культуре в целом.

Список литературы:

1. Аникин В. П., Русское народное творчество. – М. : Высшая школа, 2004.

2. Князева О. Л, Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – Сб. : «Детство-пресс», 2004.

3. Крылова Н. М., Детский сад– Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь: «Книжный мир», 2005.

Публикации по теме:

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Кубани посредством хороводных игр Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным.

Приобщение дошкольников к основам безопасности в процессе ознакомления с окружающим миром Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: Приобщение дошкольников к основам безопасности в процессе ознакомления.

Экскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группеЭкскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группе Цель:: Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала Программное содержание: --Формировать у детей.

Конспект НОД по основам правовой культуры детей старшего дошкольного возраста «Поможем жителям Изумрудного города» Задачи НОД: Речевое развитие: Развивать стремление выражать свои мысли и суждения. Социально – коммуникативное развитие: Продолжать знакомить.

Непосредственно образовательная деятельность по основам православной культуры «Знакомство с иконой Казанской Божией Матери» Батина Г. Н. «Знакомство с иконой Казанской Божией Матери». старшая группа Задачи: знакомить дошкольников с историей обретения чудотворной.

Приобщение детей к национальной культуре через танец Видео Кемеровская область отличается национальным многообразием проживающих в ней людей, это томские татары, шорцы, телеуты, русские. На протяжении.

Приобщение дошкольников к истокам народной культурыПриобщение дошкольников к истокам народной культуры Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в дошкольном отделении №11 МБОУ «Гимназия №6». Любой город обладает огромным потенциалом.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игрыПроект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» Воспитатели: Алгунова Л. М. Зайцева В. В. Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к основам национальной культуры
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 19:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД