Статья «Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников»

Елена Гаманчук
Статья «Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников»

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е. В Гаманчук

государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.

Первым «кирпичиком» в системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников является формирование чувства ответственности, привязанности к семье, родному дому, краю. Впервые такие понятия как ценности, традиции, ребенок познает в семье. От того насколько защищенным, значимым для своих родных чувствует себя ребенок, зависит его успешная социализация. В тоже время, условием для осознания и понимания своей «нужности», является формирование у ребенка чувства любви к своим родным, чувства связи с прошлым и ответственности за будущее. Мы считаем, что очень важно еще в дошкольном возрасте сформировать у маленького гражданина потребность в сопричастности к истории своей семьи, своей малой родины. Для достижения этой цели мы использовали различные формы совместной деятельности детей и взрослых.

Одним из направлений работы стало привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера). Проведение досуга в дошкольном учреждении подразумевает коллективную деятельность, которая, в свою очередь, является благодатной почвой для воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности. Вовлечение семьи в работу по гражданско-патриотическому воспитанию успешно находит свое применение при проведении совместных досуговых мероприятий. Зато прямое участие родителей не всегда возможно в непосредственно образовательной деятельности. Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям ребенка, особенно дошкольника. Именно игра, а, следовательно, и досуг расширяют детские возможности в творчестве, развивают кругозор и потребности дошкольников. Во время проведения различных праздников, развлечений, игр, викторин у детей на фоне положительных эмоций формируется способность взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях.

Итак, досуг – особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. [7] Он расширяет представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танцами и изобразительного искусства. Развлечения – досуги дают возможность проявить ребенку самостоятельность, формируют его творческую и социальную активность.

Практика нашей работы показала, что досуговая деятельность является действенной формой ознакомления старших дошкольников с родным краем. Досуг позволяет органично совместить образовательный и воспитательный процессы. Если гражданско-патриотическое воспитание дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно, не назидательно.

В комплексно-тематическом планировании эта форма является итоговым событием, обобщающим работу над определенной темой. Эмоциональная насыщенность, возможность реализации двигательной активности детей, непосредственное участие родителей – это те несомненные плюсы, которые отличают досуг от других форм образовательной деятельности. Он помогает сделать жизнь в детском саду радостной, насыщенной, содержательной и разнообразной.

В приложении к статье представлен конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Как ручеек семью искал», который очень понравился и детям и взрослым. Подготовка к нему включила просмотр с детьми видеофильма «С чего начинается Родина…» - виртуальной экскурсии по родному городу Сестрорецку, наблюдения в природе, беседы о семье, чтение художественной литературы.

Приложение

Досуг для детей старшего дошкольного возраста

«Как ручеёк семью искал»

Программное содержание:

1. Расширять и закреплять знания детей о географическом, природно-экологическом своеобразии родного края.

2. Содействовать появлению желания охранять окружающую среду.

3. Воспитывать у детей чувство любви к родным, уважение, гордости за свой край.

4. Развивать интерес к игре, вызвать положительные эмоции, сопровождающие ее.

Материалы:

интерактивная доска, слайд-презентация «Водоемы Курортного района г. СПб», аудиозапись песен: «Когда мои друзья со мной» В. Шаинский, «Сестрорецкая задорная» сл. и муз. Ю. Вострикова; фонограммы: «Звуки леса. Родник», «Шум волн моря».

Ход досуга.

Дети входят в зал под музыку.

Их встречают ведущий и персонаж Ручеек.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы любите загадки? Отгадайте-ка, кто к нам сегодня в гости пожаловал? [1]

Ведущий обращается к Ручейку:

Послушай, шустрый ручеек, прерви-ка ты свой путь,

Неплохо бы хоть на часок, тебе передохнуть.

Ведущий обращается к детям: Ребята, давайте для Ручейка споем веселую песню! А ты (обращается к Ручейку, если хочешь, подпевай. Дети поют.

Ручеёк: Да, песня веселая, задорная (говорит грустно и отходит в сторону).

Ведущий: Ребята, почему-то Ручеек грустный. (обращается к Ручейку): Почему же ты грустишь? Так невесело журчишь?

Ручеёк: Вас много, вы все дружные, а я один. Я прибежал издалека и никого здесь не знаю.

Ведущий: Тебе повезло, Ручеек, ты прибежал в один из самых красивых городов нашего края! Ребята помогут тебе обрести друзей. Здесь тебя ждет много удивительных приключений и открытий. Ты сможешь познакомиться со своей многочисленной водной семьёй.

Ручеёк: Семья?. А что такое семья?

Ведущий: Сейчас ребята тебе расскажут.

Дети читают стихи о семье. [2]

Ведущий: Ручеек, ты готов вместе с ребятами отправиться на поиски своей семьи?

Ручеёк: Конечно!

Ведущий: Ну, что ж, тогда смелее в путь!

Дети встают парами. Проводится игра «Ручеек».

В конце игры звучит фонограмма «Родник», дети садятся на стульчики. На экране – слайд с изображением родника.

Ведущий, обращаясь к Ручейку: А вот и твой братец! Ты узнал его?

Ручеёк: Нет.

Ведущий: Не огорчайся. Ребята тебе помогут.

Ребенок загадывает загадку про родник. [1]

Ведущий: В нашем городе много родников. Многие сестроречане и гости нашего города навещают твоего брата – пьют прозрачную, хрустальную воду.

Ручеёк: Ребята, а птицам и зверям нужны родники? (ответы детей)

Ручеёк: Мы с Родничком очень похожи – любим песенки и почти никогда не грустим.

Ведущий: Для того, чтобы Родничок не загрустил, надо следить, чтобы он был чистым, чтобы вода из него свободно текла в ручьи. Необходимо беречь родники.

Ручеёк: А как это делать? (ответы детей)

Ведущий: Ну, что ж отправляемся дальше! Лесные тропинки сестрорецкого курорта приведут нас к твоей родственнице. Но, чтобы добраться до твоей тетушки, нужно отгадать загадку.

Ребенок загадывает загадку о реке. [1] На слайде – фото реки Сестры.

Ведущий: Знакомься, Ручеек, это твоя родная тетушка - река Сестра. Ты можешь гордиться своей тетушкой.

Ручеёк: А почему?

Ведущий: Давай спросим ребят о речке, которая протекает в нашей местности.

Рассказы детей.

Затем на экране появляется фото загрязненной реки.

Ручеёк: Ой! Что случилось с тетушкой Рекой?

Ведущий: Наверное, здесь побывали те, кто не щадит красоту, чистоту природы.

Ручеёк: Что же делать, как помочь реке? (ответы детей).

Затем проводится Физкультминутка «Вода – не вода».

Ведущий (обращается к Ручейку): Вот ты и познакомился с одним из водоемов нашего города. Оказывается, как и у наших ребят, у тебя есть семья. Ты не одинок! Но тебя ждет впереди новая встреча. На экране – фото озера Разлив.

Ведущий: Знакомься, это твой дядюшка – озеро Разлив. Он большой труженик и кормилец многих сестроречан. Это озеро необычное.

Ручеёк: Как интересно! Расскажите мне о нем. (ответы детей).

Ведущий предлагает провести подвижную игру «Ручейки-озеро».

Ведущий: Ручеек, ты не устал? Видишь, сколько интересного ты узнал? Послушай еще загадку. Она поможет тебе отгадать, куда мы теперь направляемся (загадка про Финский залив):

Он – частица Балтийского моря.

Дедушкой приходится тебе.

Мы большой секрет сейчас откроем –

Самый старший он в твоей семье.

Ручеёк теряется в догадках. Дети помогают отгадать. На экране - фото Финского залива.

Ручеёк: А я и не знал, что у меня такая большая семья! Расскажите мне про дедушку. Дети рассказывают про залив.

Ведущий: Давайте, ребята, отправимся на рыбалку на Финский залив. Проводится игра «Рыбаки и рыбки». Дети должны на мольберте (панно) собрать определенный вид рыбы из разрезных и перепутанных картинок.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках, озёрах и даже в заливе? Например, воды дедушки Залива питают такие большие реки, как Нева, Луга, Нарва. Ручеек, когда-нибудь и ты добежишь до этих рек. А сейчас, мы приглашаем тебя погостить в нашем городе. Уверены, что тебе здесь понравится. Наш город окружен уникальными водоемами. Ребята, Ручейку будет интересно узнать, что даже на гербе нашего города отражены представители его многочисленной родни.

На экране герб г. Сестрорецка. Рассказ детей о гербе родного города.

Ручеёк: Как здорово, что на моем пути повстречались такие замечательные, дружные ребята.

Я узнал, что у меня есть огромная семья:

Родничок, Залив, Река. Даже в небе облака!

Даже тучки надо мною – это все мое, родное! [3]

Ведущий: А сейчас мы все вместе споем песню! Присоединяйся к нам, Ручеек!

Звучит песня о Сестрорецке, дети подпевают. Все выходят из зала.

Литература и интернет-ресурсы

1. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки;

2. http://www.zanimatika.narod.ru

3. http://edu.greensail.ru

4. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001;

5. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004

6. Зацепина М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно- досуговой деятельности //Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – М., 2005.

7. Зацепина М. Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Воспитание патриотизма При выстраивании системы необходимо учитывать возможности дошкольников. Только к старшему возрасту начинают складываться представления о.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
Автор публикации:
Статья «Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 16:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...