Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Светлана Суворова
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. Д Суворова

ГБДОУ детский сад №70 Приморского района

г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста,автор делает попытку рассмотреть взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Ключевые слова: Воспитание духовной личности возможно только,совместными усилиями семьи,образовательного учреждения и государства.

Главной целью моей работы,является создание условий,для приобщения родителей и детей к духовно-нравственным ценностям,а также воспитание готовности следовать им.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка, возник у меня,когда я стала мамой, но,когда я стала бабушкой трёх внуков,я поняла,что более важным развивать в детях интерес к миру взрослых, это формировать у них представление о принадлежности к человеческому роду,а так же воспитывать уверенность к себе,уметь анализировать поступки,чувства,мысли, научить их бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Дошкольное детство-важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям,ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. В нашей группе детского сада существует три обязательных правила:

- нельзя ломать и портить результаты труда других;

- нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

- нельзя бить и обижать друг,друга;

В моей работе с детьми я использую 4 направления:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые и строительные игры).

3. Культурно-познавательное (концерты, участие в театральных встречах,просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории,труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

(см. Приложение№1)

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н. И. Пирогов

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают мне,что самым слабым,местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно,что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать,что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Одна из проблем современного образования состоит в том,что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей,живших в прошлом,не знают, как люди решали свои проблемы,что стало с теми,кто против высших ценностей, и с теми,кто смог изменить свою жизнь,подавая нам яркий пример.

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В своей работе,для духовно-нравственного развития, я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический:

Наглядный метод используется во время:

- чтения рассказов;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- прогулок и наблюдений;

- диафильмов 3D (прекрасное рядом): «Виды Санкт-Петербурга и его пригороды»;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

- чтения литературных произведений ;

- бесед с элементами диалога, а также ответы на вопросы;

- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования и конструирование;

Практический метод используется, когда необходимо

организовывать продуктивную деятельность;

- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- оформить гербарий по теме «Золотая осень» ;

- организовать театрализованные праздники 2013-2014г. г по темам:

«Золотая осень», «Новый год» и других праздников с участием детей и родителей.

- изготовить с детьми наглядные пособия для проведения праздников.

(см. Приложение№2)

Теории на которых я основываю свою педагогическую работу: «Всё новое-это хорошо забытое старое»,являются идеи Фридриха Фребеля(1782-1852)-немецкого педагога,теоретика дошкольного воспитания. Фребель,был одним из первых,кто ратовал за раннее развитие ребёнка,которое сейчас, как никогда актуально и современно.

Духовному развитию человека в дошкольном возрасте,по Фребелю, лучше всего способствует опять же игровая деятельность,которая является не пустой забавой,а имеет высокий смысл и глубокое значение. Поэтому он, обращаясь к родителям,призывал заботиться, об игре и развивать её .Фребель широко использовал игру и как одно из средств нравственного воспитания,полагая,что в коллективных и индивидуальных играх,подражая взрослым,ребёнок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения,тренирует свою волю.

Обучать детей рисования карандашами и красками,пению,лепе из пластилина и песка,проводить «строительные игры» из кубиков и веток.

Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру,но и посредством звуков,красок и форм.

Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве.

Помнить,что именно в первые годы жизни приобретается наибольшее количество познаний,закладывается основа всей духовной жизни.

Я как педагог считаю,что в детском саду следует воспитывать детей,вовлекая их в различную деятельность,развивать их тело,упражнять внешние чувства,знакомить с людьми,природой; в играх,веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с физического развития. Для физического развития можно использовать разнообразные виды деятельности: игры,ритмические движения, конструирование, несложные сельскохозяйственные работы с родителями на участке и прогулки.

Как можно больше время проводить с ребёнком на природе,учить общению с природой.

Близость детей к природе- одна из замечательных педагогических идей первой половины ХIХ в. - принадлежит Фридриху Фребелю, впоследствии её успешно воплотил и развил выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский.

Детство — важнейший период человеческой жизни

не подготовка к будущей жизни,а настоящая,

яркая,самобытная, неповторимая жизнь.

И от того,как прошло детство,кто вел ребёнка за руку в

детские годы,что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира- от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А Сухомлинский

Можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и педагогический опыт.

Литература

1. «Лучшие методики воспитания». Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород 2011. Б. Спок, М. Монтессори,Г. Доман,Б. Л Никитины.

2. «Ваш ребёнок от рождения до трёх лет».АСТ-Астрель Москва 2001. Кристен Зоннтаг, Ксения Френкель.

3. «Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Пилюгина Н. А 2011 (электронный ресурс).

Я очень благодарна судьбе, мужу, детям и внукам.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2014 в 16:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фото-отчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему.
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...