Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 2)

Наталья Рожина
Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 2)

часть 1

Анализируя теоретическую и методическую литературу я обратила внимание на то, что физическое воспитание и оздоровление зачастую, так или иначе связаны с экологией. Данному вопросу уделялось много внимания еще в период зарождения педагогики как науки. Это труды Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, которые говорили о природосообразности воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время существует множество интересных практических разработок по этой теме. Данное обстоятельство побудило меня подобрать и систематизировать материал, касающийся экологической тематики и оздоровления детей при помощи природных факторов, материалов, для того, чтобы использовать его в своей деятельности последовательно и регулярно.

Негуманистическая ориентация общества, экономический кризис, отсутствие в течение десятилетия альтернативы коммунистическому воспитанию, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, как отмечают исследователи, к уходу в виртуальный мир - в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, В. Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного. Когнитивный компонент подразумевает то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». В настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением, т. е. когда образ жизни человека, его образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Эмоциональный компонент культуры здоровья отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье, которое оказывает влияние на физическое состояние человека и определяет отношение личности к жизни в целом. Важно учитывать волевой компонент и мотивацию для формирования высокой культуры здоровья. Коммуникативность, являясь важным компонентом культуры здоровья, отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром, способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.

Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Формирование у дошкольников экологических, валеологических знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности, тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка его «собственной». Однако усвоение знаний – это начальное звено системы формирования здоровой жизнедеятельности. Следующий шаг в решении задач обучения – формирование умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия творчески-деятельностного компонента экологического и валеологического образования дошкольников.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности так или иначе проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы, иможет включать в себя: физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело») ; соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит») ; психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение») ; нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»). Одним из действенных способов формирования представлений у детей о здоровье и здоровом образе жизни являются физкультурно-познавательные занятия.

Одним из условий воспитания и оздоровления детей, становления их личности считаю экологическую и валеологическую направленность физкультурно- оздоровительной работы. Непосредственное общение с природой: физкультура на свежем воздухе; туристические прогулки; включение в занятия упражнений, игр с экологической тематикой, использование природного материала,начальные знания и представления детей о строении человеческого организма и назначении внутренних органов, представления дошкольников о питании и его значимости - всё это значительно повышает положительный эмоциональный фон, побуждает ребёнка к активному поведению, что, в свою очередь, способствует воспитанию у дошкольника осознанного стремления к здоровому образу жизни, а значит - сохранению здоровья.

Физкультурно-познавательные занятия эколого-валеологической направленности относятся к оригинальной форме работы с детьми по физическому воспитанию, направленной на передачу ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Такая форма работы с детьми создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия: оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создаёт определённый духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику, а также на оздоровление детского организма в целом.

Уже в этом возрасте у детей могут формироваться первоосновы экологического мышления, валеологического сознания, экологической культуры. Воспитательную роль природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на ребёнка, будит в детях лучшие чувства. Что касается физического здоровья, то и здесь роль природы первостепенна.

Моя задача - научить ребёнка чувствовать и поддерживать эту связь: ты заботишься о природе - природа помогает тебе.

Опыт применения физкультурно-познавательных занятий эколого-валеологической направленности в целях формирования культуры здоровья у детей, в нашем детском саду, убедительно показал, что при целенаправленном руководстве дошкольники так же начинают более внимательно относиться к своему здоровью и здоровью близких, происходит перенос ответственности за свое здоровье с внешних причин во внутренний план действий, существенно увеличивается устойчивость и направленность любых действий и деятельности на ценность здоровья и человеческой жизни.

Публикации по теме:

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции "Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности".Выступали.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Формирование культуры здоровья у детей шестого года жизни посредством физкультурно-познавательной деятельности (Часть 2)
Опубликовано: 15 марта 2014 в 18:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приглашение на выпускной. Подсолнушек. Мастер класс.
Как на крыльях время мчится Пролетая день за днем Скоро мы пойдем учиться Скоро в школу мы пойдем! Да, время действительно пролетело незаметно....
Неделя чувашской культуры. Фотоотчет.
Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и...
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего...
Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение, умение...
Проект «День Победы» в средней группе.
Тип проекта - краткосрочный ( с 3 по 12 мая) Участники проекта - дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта: сформировать у детей знания о...
«Степашкины сказки. Коробка с хорошим настроением». Сказка для детей и взрослых
Представляю вашему внимание еще один рассказ-сказку с участием полюбившемся многим боевым йорком Степашкой. Объективно говоря «Степашкины истории» уже...