Получи документы

Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников

Анна Владимировна Струцкая
Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников

Статья "Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников"

Дошкольное образовательное учреждение – это место где ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, получает определенные знания и представления об окружающей действительности.

По этому работа педагогов ДОУ должна быть направлена на поиск новых методов и форм работы, для того, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия пребывания ребенка и его семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время в ДОУ особое внимание уделяется работе с семьями, педагоги ищут новые и нетрадиционные технологии, средства и методы работы. Все чаще педагоги обращаются к методам арт – терапии.

Арт - терапия – одно из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит искусство и творчество. Одним из направлений арт – терапии является фототерапия.

Фототерапия - лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности [2, с. 89].

Содержание фототерапии – это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение, сочинение рассказов, стихотворений [3, с. 58].

Особенности фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов проявляются все внутренние переживания и потребности человека [3,с. 52].

Выделяют функции фототерапии :

- Организующая. Данная функция помогает сделать выбор и встроить объект восприятия в систему своих личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями.

- Объективирующая. Она заключается в способности фотографии делать видимыми переживания ребенка, взрослого или целой семьи, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или в поступках. Дает понять, в какой степени поза, мимика, человека в кадре связаны с чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении.

- Отражающая. Данная функция проявляется тогда, когда имеется большое количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка или взрослого и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая его среда в разные временные ситуации.

- Фокусирующая. Данная функция связана со способностью фотографии оживлять моменты, воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, - как положительных, так и отрицательных.

- Стимулирующая. Во время создания или восприятия снимком активизируются разные сенсорные системы, прежде всего, зрение. Выбирая объекты для съемки, и осуществляя ее, ребенок активно взаимодействует с миром.

- Защитная. Данная функция связана со способностью фотографии обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогать контролировать их.

- Смыслообразующая. Данная функция заключается в способности помочь ребенку или взрослому увидеть смысл поступков, переживаний – как своих собственных, так и сверстников, поскольку фотография позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них.

Фактор психотерапевтических отношений в настоящее время является одним из наиболее значимых в достижении лечебно-коррекционного эффекта [1, с. 36].

Данный, прежде всего, связан со следующими функциями специалиста:

• Установление с ребенком эмоционального контакта, необходимого для взаимообмена чувствами, идеями.

• Организация деятельности ребенка, осуществляемая путем формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на собственных чувствах и потребностях, творческой работе.

• Создание атмосферы повышенной терпимости и безопасности, являющейся необходимой для свободного выражения ребенком своего внутреннего мира.

• Использование всевозможных приемов (совет, внушение, помогающих ребенку осознать причины его проблем, а также его переживания и потребности [6, с. 96].

Интерес семьи к необычным способам работы с фотографиями, располагает его к проявлению творчества, дает ему возможность ощутить уверенность в себе. Сочетая множество всевозможных форм творческой деятельности, которые используются в ходе занятий в разных сочетаниях и вариантах, фотография обеспечивает развивающее и гармонизирующее воздействие на всех участников педагогического процесса[2, с. 86].

Занятия по фототерапии можно проводить с семьями детей начиная уже с 3-4 лет, у которых имеются разнообразные психологические проблемы [2, с. 25].

Использование фототерапии в работе с семьями в условиях ДОУ может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью семьи.

Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромное психологическое воздействие – создание фотоколлажей на тему («Наше веселое лето», «Мои родные», «Вместе весело шагать» и др., работа с личными фотографиями - это эффективная проработка прошлого опыта и поиск решений существующих проблем [4, с. 15].

В процессе работы с фотографией занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу [3,с. 23].

Используя различные фототерапевтические технологии в работе выделяют наиболее понравившиеся:

- Фотомарафон;

- Фоторепортаж (Мобильный фоторепортаж);

- Метафорический автопортрет;

- Галерея образов;

- Семейная фотогазета;

- Презентация Семейного древа;

- Семейные фильмы.

Опыт работы в данном направлении показал, что наша модель эффективной психологической помощи позволяет выполнить эту сложную работу и дает семьям воспитанников возможность использовать кризисные ситуации для дальнейшего совершенствования.

Список литературы:

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.

2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. С-П. : Творческий центр, 2008.

3. Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Психология социальной одаренности. М. : Линка-Пресс, 2009.

4. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М. “Когито-Центр”, 2009.

5. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. С_П. : Речь, 2015.

6. Фототерапия : Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А. И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2014.

Размещен

Публикации по теме:

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников" Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка.

Опыт работы «Занятие с песком как средство личностного самовыражения дошкольников» ГБОУ г. Москвы "Школа № 167 им. Маршала Л. А. Говорова" ОП № 3 Доклад на тему: «Занятие с песком как средство личностного самовыражения.

«Я познаю мой Якутск». Фототерапия как средство патриотического воспитания дошкольников В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников» «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности.

Опыт работы на тему «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»Опыт работы на тему «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует.

Опыт работы «Использование технологии конструирования из бумаги как средство исследовательского потенциала дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №55 Мастер класс Представление опыта.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса»Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом работы. Буду рада, если вас он заинтересует. Введение ФГОС.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фототерапия как средство работы с семьями дошкольников
Опубликовано: 8 августа 2018 в 16:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД