Статья «Игра и речь детей раннего возраста»

Марианна Сердюкова
Статья «Игра и речь детей раннего возраста»

Раннее детство - это период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Главное отличие психологии ребенка – это отсутствие устойчивых, внутренних основ существования. Внутренний, психологический план только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Одно из главных событий ребенка раннего возраста – овладение речью. А чтобы речь возникла, необходимо предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает. Что оказывает особое влияние на разностороннее развитие малыша? Что его простимулирует заговорить? Что ему более доступно и понятно? Конечно игра! Особое значение имеют игры для развития речи ребенка, т. к. в данном возрасте идет ее становление.

Специальные игры и совместная деятельность детей и взрослых целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и включают:

- хороводы, потешки, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки и др.

- звукоподражательные игры

- чтение и рассказывание сказок, стихов; пересказывание их с детьми

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы

- игры с предметными и сюжетными картинками

- разгадывание простых загадок

- игры на развитие мелкой моторики.

Все эти игры способствуют развитию у детей речи, в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад.

Хороводные игры и игры – потешки полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи.

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения.

Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций чрезвычайно полезны для развития речи. Воспитатель читает детям, задает вопросы, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит играм с сюжетными и предметными картинками. Они способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие.

Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе, и развитием мелкой моторики.

Ранний возраст – важнейший период в жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.

Здоровьесберегающие технологии. Презентация Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Статья «Игра и речь детей раннего возраста»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 18:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Вопросы викторины «Кто самый, самый… в мире животных» для детей старшего дошкольного...
1. Какое самое большое млекопитающее животное на Земле? ( Кит) 2. Какое самое большое сухопутное животное? ( Слон африканский) 3. Какое самое большое...
Игровые комплексы в адаптационной группе 2 часть
День 6. Игровой комплекс «Веселые мячики» Игра-приглашение «Колокольчик» Воспитатель: Динь-дон, динь-дон, Слышишь этот перезвон! Поскорей иди сюда...
НОД по развитию речи в Младшей группе «Домашние животные»
НОД по развитию речи в младшей группе Тема «Домашние животные» Цель: Обучение детей составлению простых предложений, решений противоречий. Формированию...
Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участке
Дети любознательны от природы. У них высокая познавательная активность. Сейчас большую часть времени проводим на прогулке, трудно не заметить, как дети...
Сценарий праздника «Преображение Господне»
«Преображение Господне! » Дети звонят в звонницу. Выходят дети с хозяйкой. 1 Все, все, все! Все на праздник спешите скорей. Нет праздника нашего...