МААМ-картинки

Консультация «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»

Ольга Бычкова
Консультация «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»

Широта и разнообразие словаря - признаки высокого развития речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у него возможностей в познавательной деятельности, содержательнее отношения с детьми и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Эффективным средством для решения всех задач речевого развития являются лингвистические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда ему нужно использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка и прочно закреплять знания и умения.

Публикация «Консультация „Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В играх с предметами ребёнком используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.) В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Игры с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки) обогащают сенсорный опыт ребёнка. Дети с удовольствием учувствуют в играх «С какого дерева лист?», «Выложи узор из листьев и семян».

Много развивающих задач решают настольно-печатные игры. Эти игры – одно из самых любимых занятий для детей.

Игровое упражнение «Найди пару». Цель: нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: два яблока, одинаковые и по цвету, форме, размеру, или две машины, внешне ничем не отличающиеся. Активизация в словаре названий предметов и их частей.

Игровое упражнение «Что пропало?» Цель: развитие памяти, активизация существительных и прилагательных в словаре ребёнка. Игровыми задачами является также закрепление у детей знаний о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками.

Составление разрезных картинок и кубиков. Цель: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, активизировать в словаре названия предметов и их частей.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, и др.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. Эти игры и игровые упражнения активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Кузовок». Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова : «Вот тебе кузовок, клади в него, что на –ок.» Ребёнок отвечает : «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, утюжок, сахарок, мешок, листок, колобок, колпачок, и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.

Игровое упражнение «Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?».

Цель: упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в числе и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Кошка – кошачий хвост, кошачье ухо, кошачья голова, кошачьи глаза; Заяц – заячий хвост, заячье ухо, заячья голова, заячьи глаза.

Игра «Наоборот». Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Педагог кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (весёлый - грустный) и бросить мяч педагогу.

Игровое упражнение «Закончи фразу». Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова. Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок говорит слово, которое пропустил взрослый: Днём светло, а ночью (темно); Зимой день короткий, а летом ….(длинный, дерево высокое, а куст ….(низкий….

Игра «Какой предмет?». Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Педагог показывает предмет на картине и задаё т вопрос: «Дуб какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Отвечают по цепочке: могучий, старый, мощный, сказочный, зелёный, …Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Слова-действия». Можно провести по сюжетной картине. (Например, по картине “Зимние забавы»). Внимательно рассмотрите всех детей, что они делают. Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Игроки отвечают по цепочке: кружится, падает, летит, блестит, идёт, стоит, едет, съезжает, мчится, катит, лепит, скользит, кидает, играет, улыбается, смеётся, хохочет, радуется, жмурится, держит, ждёт, любуется, старается, прицеливается, хочет, представляет, наблюдает, гуляют, играют.

Литература:

1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф. А. – М. : Просвящение.

Публикации по теме:

Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание.

Игры для расширения словарного запаса ребенка Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание.

Игры на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средство и формой самовыражения и.

«Игры по подготовке руки ребёнка-дошкольника к письму». Консультация для родителей Консультация для родителей «Готовим руку ребёнка-дошкольника к письму»Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни –.

Консультация для родителей на тему «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста» «Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста»Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явление, действие.

Консультация для родителей «Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Больше слов, больше интеллекта Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей посредством игры» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.

Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возрастаЛитературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста Развитие человека процесс далеко не простой, а также длительный и противоречивый. В современном обществе все более актуально встает вопрос.

Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»
Опубликовано: 9 января 2019 в 17:51
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД