Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси

Светлана Флегонтова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси

татья «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси»

Флегонтова Светлана Федоровна.

Несовершенство процесса разработки педагогических технологий приобщения дошкольников к народному искусству коренных народов в нашем регионе, их недостаточная адекватность возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обусловили выбор темы предстоящей педагогической работы: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси». В основе выбора темы лежит идея о том, что освоение культурного пространства региона через приобщение к народным традициям это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития личности ребенка.

Над данной темой я начала работать в 2006 году, по мере накопления знаний и опыта, постепенно разработала систему работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к основам искусства и культуры обских угров, с помощью которой удалось реализовать следующие задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства коренных народов нашего района, воспитания у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Ознакомление детей с национальным бытом, традициями (обычаями и праздниками, народными играми и игрушками, занятиями, ремеслами этих народов.

З. Развитие умения создавать выразительные узоры и орнаменты на одежде и объемных предметах, воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии

4. Обогащение детей знаниями о фольклоре, ознакомление с творчеством поэтов и писателей, художников коренных народов: Ювана Шесталова - поэта - манси, Еремея Айпина, писателя - ханты, Микуля Шульгина поэта - ханты, Андрея Тарханова, поэта манси и др.

5. Расширение представлений о природе нашего края, воспитание заботливого отношения к природе и людям на основе жизненного уклада народов ханты и манси.

На подготовительном этапе работы:

1. Создали в группе предметно-развивающую среду, знакомящую детей с культурой и бытом коренного населения: берестяные туеса, шкатулки, подвески из бисера, макет стойбища – чум, олени, собаки, нарты, облас.

2. Подобрали соответствующую художественную литературу: рассказы, сказки, сказания, собрали материалы о жизни и творчестве писателей, поэтов, художников. Оформили подборки примет, пословиц, поговорок, загадок, народных подвижных и интеллектуальных игр коренных народов; приобрели записи национальных мелодий танцев, песен.

3. Подготовили фотоматериалы о жизни, быте, труде коренных народов ханты и манси, а также наглядный материал, образцы орнаментов.

4. Привлекли родителей к работе, решением родительского собрания создали семейный клуб «Родной край».

5. В систему работы с детьми старшего дошкольного возраста были внедрены новые информационные технологии в виде коллекции презентаций

• о животном и растительном мире нашего края;

• фотоматериалы о народном искусстве и быте ваховских хантов;

• о традициях, предметах быта, одежды, обуви, домашней утвари коренных народов; а также созданы дидактические игры и игровые упражнения:

• д/игра: «Назови лишний предмет»

• д/упражнение «Кому, что нужно?».

• д/игра «Найди связи».

• На занятиях по рисованию орнаментов народов ханты и манси предлагались алгоритмы построения орнаментов

Работа велась с опорой на перспективное планирование, в котором учитывались:

- непосредственно – образовательная деятельность – это цикл по ознакомлению с окружающей природой, жизнью и бытом, продуктивная деятельность по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством народов ханты и манси, в коммукативной деятельности вводились загадки, приметы, пословицы, поговорки, потешки, познавательные рассказы о жизни коренных народов, народные игры, игры и демонстрация наглядного материала с помощью информационно –коммуникационных технологий.

- совместная деятельность воспитателя с детьми – беседы, познавательные минутки, наблюдения, дидактические игры, ознакомление с фольклором и национальной художественной литературой, рассматривание репродукций картин художников и иллюстраций, сюжетно–ролевые игры: «Путешествие по Ваху», «Оленеводы», драматизация сказок.

- самостоятельная деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, настольные дидактические игры: «Составь орнамент», «Ковер», народные подвижные и интеллектуальные игры.

- работа с родителями – консультации, развлечения, викторины, работа семейного клуба «Родной край».

- чтобы расширить представления детей о быте, одежде, культуре коренного населения, мы создали в детском саду мини-музей, в котором дети могли рассматривать, трогать руками различные предметы и игрушки, ощутить красоту прикладного искусства.

Сегодня, в век компьютеров, интернета, полетов в космос трудно себе представить, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окруженные, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем. Суть этого культурного поля составляли народные традиции. Ребята знают, что искусство всегда было связано с трудом людей. Они с любовью относятся к изделиям народных умельцев: рассматривают их, играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления. Так поддерживается связь между прошлым и настоящим. Мы надеемся, что дети, так же, как мы будут любить нашу Югорскую землю, беречь, сохранять и разумно использовать ее богатства. Будут уважать народ, населяющий эту территорию, их культуру и самобытность.

Публикации по теме:

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси
Опубликовано: 24 января 2014 в 15:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс «Ландыши»
Мастер класс "Ландыши" Перед началом работы, расскажем немного детям о ландышах и рассмотрим на картинках. Этот хрупкий лесной цветок, под названием...
Коллективная аппликация «Цыплята на лугу» (фотоотчет)
После тематической недели "Домашние животные", мы принялись за изучение домашних птиц. Всю неделю вели беседы о птичьем дворе, кто на нем живет, что...
Знакомство со звуком Й.
Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ : активизация речевой деятельности...
Математическая игра «Арбузные дольки»
Многие педагоги стараются разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным, интересным. Нередко прибегают к материалам, сделанными...
Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт)
Тип проекта: по составу участников- групповой. Длительность проекта: три недели ( с 15 марта по 7 апреля) Участники проекта: родители, дети,...