Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси

Светлана Флегонтова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси

татья «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси»

Флегонтова Светлана Федоровна.

Несовершенство процесса разработки педагогических технологий приобщения дошкольников к народному искусству коренных народов в нашем регионе, их недостаточная адекватность возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обусловили выбор темы предстоящей педагогической работы: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси». В основе выбора темы лежит идея о том, что освоение культурного пространства региона через приобщение к народным традициям это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития личности ребенка.

Над данной темой я начала работать в 2006 году, по мере накопления знаний и опыта, постепенно разработала систему работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к основам искусства и культуры обских угров, с помощью которой удалось реализовать следующие задачи:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства коренных народов нашего района, воспитания у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Ознакомление детей с национальным бытом, традициями (обычаями и праздниками, народными играми и игрушками, занятиями, ремеслами этих народов.

З. Развитие умения создавать выразительные узоры и орнаменты на одежде и объемных предметах, воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии

4. Обогащение детей знаниями о фольклоре, ознакомление с творчеством поэтов и писателей, художников коренных народов: Ювана Шесталова - поэта - манси, Еремея Айпина, писателя - ханты, Микуля Шульгина поэта - ханты, Андрея Тарханова, поэта манси и др.

5. Расширение представлений о природе нашего края, воспитание заботливого отношения к природе и людям на основе жизненного уклада народов ханты и манси.

На подготовительном этапе работы:

1. Создали в группе предметно-развивающую среду, знакомящую детей с культурой и бытом коренного населения: берестяные туеса, шкатулки, подвески из бисера, макет стойбища – чум, олени, собаки, нарты, облас.

2. Подобрали соответствующую художественную литературу: рассказы, сказки, сказания, собрали материалы о жизни и творчестве писателей, поэтов, художников. Оформили подборки примет, пословиц, поговорок, загадок, народных подвижных и интеллектуальных игр коренных народов; приобрели записи национальных мелодий танцев, песен.

3. Подготовили фотоматериалы о жизни, быте, труде коренных народов ханты и манси, а также наглядный материал, образцы орнаментов.

4. Привлекли родителей к работе, решением родительского собрания создали семейный клуб «Родной край».

5. В систему работы с детьми старшего дошкольного возраста были внедрены новые информационные технологии в виде коллекции презентаций

• о животном и растительном мире нашего края;

• фотоматериалы о народном искусстве и быте ваховских хантов;

• о традициях, предметах быта, одежды, обуви, домашней утвари коренных народов; а также созданы дидактические игры и игровые упражнения:

• д/игра: «Назови лишний предмет»

• д/упражнение «Кому, что нужно?».

• д/игра «Найди связи».

• На занятиях по рисованию орнаментов народов ханты и манси предлагались алгоритмы построения орнаментов

Работа велась с опорой на перспективное планирование, в котором учитывались:

- непосредственно – образовательная деятельность – это цикл по ознакомлению с окружающей природой, жизнью и бытом, продуктивная деятельность по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством народов ханты и манси, в коммукативной деятельности вводились загадки, приметы, пословицы, поговорки, потешки, познавательные рассказы о жизни коренных народов, народные игры, игры и демонстрация наглядного материала с помощью информационно –коммуникационных технологий.

- совместная деятельность воспитателя с детьми – беседы, познавательные минутки, наблюдения, дидактические игры, ознакомление с фольклором и национальной художественной литературой, рассматривание репродукций картин художников и иллюстраций, сюжетно–ролевые игры: «Путешествие по Ваху», «Оленеводы», драматизация сказок.

- самостоятельная деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, настольные дидактические игры: «Составь орнамент», «Ковер», народные подвижные и интеллектуальные игры.

- работа с родителями – консультации, развлечения, викторины, работа семейного клуба «Родной край».

- чтобы расширить представления детей о быте, одежде, культуре коренного населения, мы создали в детском саду мини-музей, в котором дети могли рассматривать, трогать руками различные предметы и игрушки, ощутить красоту прикладного искусства.

Сегодня, в век компьютеров, интернета, полетов в космос трудно себе представить, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окруженные, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем. Суть этого культурного поля составляли народные традиции. Ребята знают, что искусство всегда было связано с трудом людей. Они с любовью относятся к изделиям народных умельцев: рассматривают их, играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления. Так поддерживается связь между прошлым и настоящим. Мы надеемся, что дети, так же, как мы будут любить нашу Югорскую землю, беречь, сохранять и разумно использовать ее богатства. Будут уважать народ, населяющий эту территорию, их культуру и самобытность.

Публикации по теме:

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси
Опубликовано: 24 января 2014 в 15:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный домик-коробка своими руками
Какая девочка в детстве не мечтает о маленьком домике для своих кукол? Был такой домик в детстве и у меня. Вернее даже не домик, а набор мебели от ПО...
Методическая разработка «Адыгейские национальные игры»
Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить действовать...
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...