МААМ-картинки

Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста»

Вера Цепляева
Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста»

«Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста»

(из опыта работы :описание словесных игр, методики обучения рассказыванию путём нового подхода к работе со сказкой).

воспитатель Цепляева В. Н.

Известно,что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее,

чем на учебных занятиях. Ребенок,увлеченный привлекательным замыс

Публикация «Статья из опыта работы по развитию речи „Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

лом, как бы не замечает того,что он учится. В основе развивающих игр заложено совмещение элементов игры и учения,постепенный переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности.

В таких играх повышается умственная активность ребенка,развивается мышление и речь. Речь и мышление-эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Развивающие игры способствуют снятию у детей чувства скованности,преодолению застенчивости,развитию логики мышления,речевой и общей инициативы, неординарность мышления.

Для развития речи детей, например, чтобы поупражнять в правильном употреблении окончаний родительного падежа (в названии овощей,фруктов, ягод) ,использую игру на внимание «Чего не стало?» Ребенок закрывает глаза, я убираю из корзины две груши. Ребенок отгадывает: «Не стало груш (слив,яблок.).

Чтобы поупражнять детей в правильном произношении прилагательных с существительным и расширить смысловое значение слова,используем игру «Что может быть …узким (широким, жидким,мягким, горячим и т. д.) Эту игру можно провести в кругу с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мячь ребенку,тот ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мячь обратно. Воспитатель бросает мяч следующему. В кругу с мячом мы проводим очень много развивающих игр. Так для расширения словаря и знакомства с обобщающими словами использую следующие игры :

«Съедобное-не съедобное» ;

«Летает-не летает» ;

«Вкусные слова» ;

«На чем можно ездить?» ;

«Чьи листья?»(ива-ивовые,дуб-дубовые);

Например,игра «Накорми животное», я говорю : «Кошка» ,ребенок,который поймал мяч, отвечает : «Молоко»(мясо,хлеб и т. д., пока цепочка не обрывается. Ребенок,перед которым оборвалась цепочка выходит в центр круга и называет другое животное-игра продолжается.

Для расширения словаря использую игру с мячом «Животные и их детеныши»(Воспитатель называет животное-ребенок детеныша)Для закрепления артикуляции звуков и на вычленение звука в слове на слух (в начале слова,в середине, в конце) использую игры с мячом (и без) : «Придумай слово,начинающееся со звука.»;

«Пидумай слово,которое оканчивается на звук.» ;

«Придумай слово со звуком. (ш. ,ж.)» .

Использую также игры развивающие языковое чутьё, которые учат подбирать рифмующие слова:

«Подбери похожие слова» Ребенок в центре круга называет слово и бросает мяч, другой ловит, называет похожее слово,бросает мяч обратно (лук-жук, галка-палка, кошка-лошка) ;

«Найди себе пару».Ребенок в центре круга говорит слово,кто-то из детей (кто быстрее придумает) называет рифмующееся с ним слово (птичка-синичка) и становится с первым ребенком в пару,а мяч бросает любому другому ребенку,тот в свою очередь называет новое слово. Игра продолжается,пока все не станут в пары и остается 3й лишний. Можно тогда поиграть в подвижную игру «Третий лишний».

Чтобы научить детей подбирать к слову антонимы (противоположные по смыслу слова,играем в игру «Слово наоборот»( Воспитатель в центре круга с мячом говорит : «Чёрный» -и бросает мяч ребенку, тот должен ответить : «Белый»-и бросить мяч обратно (мягкий-твердый,холодный –горячий и т. д.) Чтобы ввести в речь детей обобщающие слова использую игру «Четвёртый лишний».Здесь не обязательно добиваться развернутого объяснения,если умозаключение сделано правильно (роза,стул,тюльпан,ромашка ;\молоток, отвертка,ложка,клещи).

В своей работе с детьми для развития речи я использую игры по системе ТРИЗ. Игра «Чем похожи и чем отличаются?».Например, мы рассматривали курицу и куропатку. Разделились на две команды. Дети назвали несколько признаков, чем похожи :

обе курочки, обе птицы, начинаются со слова «ку», имеют клюв,две лапки, крылья, перья,хвост, вылупляются из яйца ;

и чем отличаются :

1-я 2-я

дикая домашняя

летает не летает

нет дома есть дом

нет гребешка есть гребешок

нет в магазине куриные яйца есть в магазине

Игра «Хорошо-плохо».Идет дождь. Что хорошо? иЧто плохо?

Дети учатся составлять сложноподчиненные предложения,развивается воображение, расширяется словарь детей. Когда идет дождь то (хорошо растут цветы, деревья чистые и зеленые, растут грибы, не надо поливать огород).Что плохо? Если идет дождь, то (на улице грязь, пасмурно, нельзя гулять, в лесу животным холодно и неуютно, но Миша Т. возразил «А если на улице жара? Тогда наоборот им хорошо, они купаются.»)Дети учатся размышлять.

Очень полезны для развития речи детей игры с картинками с фабульным развитием действия,или «рассказы в картинках» ,которые часто печатают в детских иллюстрированных журналах. А также картинки-загадки типа «Что изменилось?», «Найдите отличия».

Развивающие игры могут быть кратковременными и более длительными (10-15 мин.) , могут быть спланированы заранее, а могут возникать стихийно, у воспитателя должно быть чутье на «момент».

Для того, чтобы дети учились правильно задавать вопросы, а также правильно употреблять определения и прилагательные с существительным, мы используем такие игры как : «Отгадай что это?»-дети называют предметы по описанию взрослого (типа загадки);игра «Загадай предмет»-ребенок загадывает предмет и описывает все его признаки,какой он,из чего сделан,дети отгадывают;игра «Да-нет»-ведущий загадывает слово,например, котенок,дети задают вопросы, пытаясь отгадать, что это (напр., оно живое, мяукает?, морковку ест?, пушистое? и т. д.).Ведущий имеет право отвечать только «Да» или «Нет».Прямые вопросы «Это котенок?» не допускаются.

Для развития связной речи используем игры-смешинки. Например, я говорю детям : «Сегодня к вам вместо воспитателя пришел медведь, слушайтесь его!Роль медведя исполняет ребенок. Он не знает, как надевать пальто, шапку или не умеет есть за столом. Все делает наоборот. Дети рассказывают ему, как надо. Игра -«овеществление»-живое наделяется свойствами не живого. Например, я говорю детям : «Представьте,что вы люди-сосульки, сделаны изо льда. Саша Т. Говорит : «Тогда я буду жить в холодильнике».Катя С. Поправляет : «Надо построить большой холодильник-дом. Катя продолжает : «Будем есть снег с сахаром, получится мороженое». Игра «Снежный ком»-дети учатся придумывать прилагательные и определения к существительному. Ребята стоят в кругу, ведущий называет слово, следующий игрок повторяет слово и называет еще слова, связанные с ним по смыслу. Слово обрастает новыми словами, как снежный ком. Выигрывает тот, после которого больше никто не может добавить.

В игре «Зверь, птица, небылица» дети придумывают небылицы, упражняются в придумывании названий животных и птиц. Дети стоят в кругу. Все хором произносят «зверь, птица, небылица», повторяют несколько раз и хлопают в ладоши. Ведущий неожиданно говорит «стоп» и указывает любого игрока. Если игра прервалась на слове «зверь», ребенок называет какое-либо животное,на слове «птица»-птицу, на слове «небылица» придумывает то, чего не бывает (крокодил летает, писа сидит на березе т. п.)Нельзя повторять ранее сказанное.

В игре-загадке с пантомимой «Где вы побывали, что вы повидали?» дети,стоя в кругу договариваются, что они будут изображать пантомимой (едят летят на самолете, шьют, вяжут спицами,надевают шапку, плавают и т. д.).Один ребенок стоит в стороне отвернувшись (не подсматривать и не подслушивать) Когда дети позовут его, он подходит, здоровается с детьми и спрашивает : «Где, вы, побывали, что,вы, повидали?» Дети отвечают : «Где мы были,мы не скажем, а что делали, покажем».Ребенок отгадывает и объясняет словами, где дети были и что делали. В этой игре дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.

Для развития у детей связной речи я использую такой метод,как сочинение сказок. Для этого используем разные приемы, например,фланелеграф или ковролин и набор картинок по сказкам. Так, взяв набор картинок к сказке «Заюшкина избушка» ,братики Дима Б. и Сережа Б. сочинили новую сказку: «Собака встретила медведя, потом они пошли в гости к зайчику,а у зайчика в гостях уже был петушок. Зайчик позвал его, чтобы он ему накосил травы на зиму.»Всем детям очень понравилась новая сказка. Я также поощряю детей рисовать веселые картинки-путаницы и объяснять их содержание,сочинять сказки от клякс. При составлении рассказов, сказок используем игру «Дорожка».Еще её называют мнемодорожкой. Мнемоника-это совокупность приемов, облегчающих запоминание. Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Я рассказываю сказку, например, «Колобок».Какое –

нибудь слово условно обозначается фигурой. «Баба по амбару помела, по су

секам поскребла,набрала горсточку муки»- на стол положить треугольник. «Замесила тесто, сделала колобок»-выкладываем круг. «Посадила в печь»-прямоугольник. «Испекся колобок,положили его остудить на окошко»-ромб. Пришел в конце кот шалунишка и рассыпал «дорожку» из геометрических фигур. Дети с удовольствием восстанавливают «дорожку»,сопровождая рассказом сказки. По схеме можно рассказывать и стихотворение.

Чтобы провести работу по освоению детьми сложноподчиненных предложений используем игры «Волшебники» или «Если бы я был волшебником, президентом».

Для развития речи детей использую ещё такую игру как «Игра в «карты».Изготавливается колода из 12-20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать картинки из журналов,открыток,старых потрепанных книжек).Действия сказочных героев можно изобразить символически –схематично мнемодорожкой. Детям раздаются карты и они рассказывают сказку по картам.

Еще для развития связной речи детей в своей работе я использую сочинение детьми маленьких сказочек и концовок к знакомым сказкам. В решении этой задачи нам очень помогает книга Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».Для развития речи и мышления это незаменимый материал. Дети учатся придумывать новый конец к сказкам. Например,в сказке «Колосок» дети придумали, как мышата Круть и Верть исправились, стали помогать петушку, посеяли зернышки из колоска и вырасло поле пшеницы. Построили пекарню и стали печь хлеб. Катя М. придумала, что они открыли свой магазин и стали продавать всем зверушкам хлеб. Ира К. засомневалась : «А Ведь у зверей денег нет?»Находчивый Денис А. придумал : «А они менялись. Белочка меняла хлеб на орехи, зайцы на морковку и капусту,медведь на мед».Сказка всем понравилась. Дети настолько непринужденно разговорились, что идеи ото всех исходили в невообразимом количестве. Помогает нам создавать новые сказки частица «не» ,или по-другому мы называем «перивирание» сказки. Например, в той же сказке «Колосок» : «И нашел петушок….не колосок, а что (дети предлагают, я помогаю выбрать более интересный вариант). Решили : «Нашел подсолнечное семечко». Сочинили дальше : «Посадили семечко в землювырос подсолнух, стало много семечек,сделали из них подсолнечное масло, халву, конфеты-казинаки. Так сказка «Колосок» изменилась в новом направлении. Если дети затрудняются, стоит подать им интересную идею,наводящие вопросы, толкающие к размышлению. Еще мы придумываем сказки о любимой игрушке, сказки от стишка, сказки от «живых» капель и клякс, сказка-калька (по знакомой сказке, как по схеме, новую сказку.

Со временем в подготовительной группе дети стали сочинять собственные сказки. самые интересные я записывала. Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.

Яна Овчарова «Волшебный цветок» (подг. гр.)

Жил-был на свете маленький зайчик. Однажды пошел он с папой за грибами и за ягодами. Шли они по лесу и увидели большой дуб,а рядом большие красивые цветы. Зайчик нигогда еще не видел таких красивых цветов. Он сорвал один цветок и положил в корзину,чтобы потом подарить маме. Но тут из-за дуба вышел волк. Зайчик и его папа побежали куда глаза глядят. Бежал,бежал зайчик и заблудился. Тут он увидел на дереве белку и попросил : «Белка,белка, ты высоко сидишь-далеко глядишь, помоги мне мой домик отыскать.»И белочка увидела его домик и подсказала,куда нужно идти. Добрался зайчик домой, а папы нет. Зайчик и мама подумали,что папу съел волк. А папа,когда убегал от волка, попал в глубокую яму и не мог из нее выбраться. Зайчик и мама очень горевали. Зайчик достал из корзинки цветок,который сорвал около дуба и поставил его в вазу. Один лепесток оторвался, мама подняла его и в это время подумала : «Вот бы папа сейчас вернулся».И только она подумала, папа тут же оказался дома. Тогла зайчиха поняла,что цветок -то волшебный! У цветка осталось еще семь лепестков. Тогда мама дала два лепестка папе, два себе, два зайчонку и один у них остался про запас, они засушили его в книге. Мама загадала желание : чтобы у них появилась дочка, чтобы у них был большой красивый дом. Папа загадал : чтобы у него была машина, второе –чтобы отдохнуть съездить на море. Зайчик загадал : чтобы у него было много друзей и чтобы его в лесу никто не обижал, ни волк,ни лиса. Все их желания исполнились. И стали они жить дружно и весело.

Денис Рудаков (подг. гр.)

«Леонардо».

Жила-была черепаха-мальчик. Звали его Леонардо. Вот выплыла черепаха из воды на берег, тут подполз к ней краб и хотел ущипнуть её, но сломал об её панцирь левую клешню, но он был настырный и решил опять ущипнуть ее за лапу, но она спрятала голову, лапы и хвост под панцирь,а краб сломал себе вторую клешню и побежал жаловаться к своей маме. А черепаха Леонардо опять поплыл в море. Там он подружился с морским ежом. Он покатал ежа на своей спине. Когда еж слазил с черепахи несколько иголок упало с него на панцирь и они приклеились. Леонардо стал похож на ежа. только иголок у него было мало. Его хотела ужалить медуза,но попала на иголки и уплыла, акула тоже хотела схватить его,но тоже накололась и уплыла. Леонардо долго так плавал пока не вырос,а иголки у него постепенно отпали. Леонардо выплыл на берег,там он увидел черепаху Тортилла. Они поженились. У них были дети : мальчики Донатело и Рафаель и девочка Мекиланжело. Фамилия у них была Нинзя.

Скубакова Алина (6 лет, подгот. группа)

«Непослушные бабочки»

Жили-были две бабочки. Мама не разрешала им далеко улетать от дома. Но они не послушались маму и полетели искать цветочную поляну. Летели,летели и заблудились. Они встретили Слоника и спросили, не знает ли он где находится цветочная полянка,но слоник не знал. Тогда они повстречали пчелку, пчелка знала и показала им дорогу. Они подружились с пчелкой. Пчелка пригласила их к себе в гости. Они согласились, но когда зашли к ней в улей, одна бабочка прилипла к меду и стала плакать. Другая бабочка и пчелка,как ни старались,не могли ее оттуда вытащить. Другая бабочка полетела звать на помощь. Она опять увидела Слоника и попросила его помочь. Слоник хоботом как дунул,и вытянул бабочку из меда,топько от этого у нее помялось немного крылышко и она не могла лететь. Тогда Слоник посадил ее к себе на спину и проводил бабочек домой. Бабочки сказали Слонику : «Спасибо»,и с тех пор всегда слушались маму, жили поживали и добра наживали.

«Приключения Чипполино и Колобка»

Борисов Ваня (6 лет,подгот. группа)

Колобок катился по дорожке и встретил Чипполино. Они подружились. Потом они решили сделать

себе домики. Колобок сделал себе домик из масла,а Чипполино из лука. И когда к Чипполино приходил кто-нибудь в гости,то начинал чихать,а тот,кто приходил к Колобку вымазывался в масле. Один раз Колобок катился –гулял и встретил волка,волк хотел его съесть. Тогда Колобок закричал и позвал на помощь Чипполино. Чипполино тут-же прибежал и как брызнет луком прямо волку в глаза. Волк сморщился и убежал. Однажды Чипполино и Колобок были голодные,но недалеко от них жила фея-волшебница, она решила им помочь. Фея сделала так,что пошел дождь из сосисек. Колобок и Чипполино наелись сосисек,но их было еще так много!Тогда они продали все сосиски и купили себе аппарат для делания шоколада. Они сделали из шоколада телевизор,дом и все,все…Они стали есть шоколад и все съели. Потом они решили поменяться туловищем,им Фея помогла. И тогда Колобок стал человечком,а Чипполино луком. Вот и сказке конец,а кто слушал молодец.

Лизина Маша (6 лет,подготов. группа)

«Три волшебных домика»

В лесу жила баба Яга. У нее был черный домик,в нем было грязно и одно зло. В лесу были еще два волшебных домика,один серый-в нем тоже было пыльно,но он был такой средний,в нем было и добро и зло)и еще один домик-весь белый,в нем было одно добро. Пошла как-то баба Яга гулять и набрела на белый домик. Смотрит, около домика растут красивые подснежники : «Фу,какая гадость»-сказала баба Яга и плюнула на цветы. Они тут-же засохли. Прошла дальше,там тоже цветы разные красивые растут, она опять : «Фу,какая мерзость».Вдомике было все так красиво и чисто,но бабе Яге ничего не понравилось. Злая она побежала домой. Баба Яга жила с котом,он был толстый-претолстый. Кот сидел у двери,баба Яга со злости так стукнула дверь ногой,что прибила дверью кота. Кот как-будто стек по стене. Баба Яга стукнула еще со злости по столу кулаком,пыль поднялась столбом,баба Яга от пыли так чихнула,что все грязные кастрюли посыпались ей на голову. Одна кастрюля наделась бабе Яге прямо на голову,а другая упала на кота. Кот обиделся на бабу Ягу и ушел из дома. А баба Яга не могла снять кастрюлю с головы, так и ходила с ней на голове вместо шапки целую неделю.

Кот шел,шел и набрел на серый домикПоселился кот в этом домике и стал там все прибирать,наводить порядок. Тогда серый домик побелел и все зло от него убежало.

А баба Яга,наконец-то,сняла кастрюлю с головы,и пошла искать кота. Ступу с метлой она дома оставила,зато взяла с собой волшебный клубочек. Он покатился по горам,а баба Яга побежала за ним вприпрыжку. Клубочек упал в ямку,а баба Яга разбежалась и упала прямо на него. Клубочек как завопит: «Что за камень на меня упал!Помогите!Спасите!»,-как выскочит,как подпрыгнет и покатился с горы. Катился,катился и попал в деревню к людям. А там девочка одна связала из него носочки. Если кто одевал те носочки,то бегал быстро-быстро,быстрее спортсменов,и никогда не могли заблудиться,носки всегда приводили их домой.

А баба Яга встала,покрехтела,покрехтела и пошла домой. Вернулась баба Яга к себе домой и скучно ей было без кота. Позвала она гусей-лебедей : «Слетайте в дальние страны,принесите мне хорошее настроение».Долго не было гусей,но вот они прилетели и принесли бабе Яге хорошее настроение. Она его поджарила и быстро проглотила,и развеселилась,стала добрей и,вдруг,увидела,какая гадость ее избушка,вся грязная. Тогда она вспомнила про белую избушку и пошла ее искать,но не нашла. Зато нашла другую избушку,тоже белую,где жил кот. Баба Яга так обрадовалась!Она попросила прощения у кота и стали они жить с котом опять вместе в его избушке. И всем,кто случайно к ним попадал помогали.

Публикации по теме:

Статья «Окно в соленую сказку» как инновационное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста Проблема диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

«Развивающие игры В. В. Воскобовича в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста» Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, ребенок развивается, познает мир, людей. Задача педагогов ДОУ –.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Логопедические занятия направлены на формирование всех компонентов языковой.

Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы) Из личного опыта: «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.».

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего дошкольного возраста» .

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития.

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А.

Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска Оконосова Туйара Ивановна По ФГОС речевое развитие включает владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья из опыта работы по развитию речи «Развивающие игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 января 2016 в 15:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД