Статья из опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Наталья Анатольевна Талькова
Статья из опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Современная дошкольная педагогическая наука все актуальнее ставит проблему разностороннего развития ребенка. Все более значимым становится формирование знаний, синтезирующих у детей целостную картину мира, умение находить рациональные решения в любых нестандартных ситуациях. Современный дошкольник находится в детском саду под опекой множества дисциплин, работают специалисты по различным направлениям, поэтому сейчас целесообразно говорить о назревшей необходимости интеграции в дошкольном образовании. Решить эту задачу как раз, и позволяет интеграция педагогического процесса.

Интегрированный характер занятий проявляется в комплексности, т. е. это такие занятия, на которых реализуются основные задачи и дополнительные, которые связывают с основными не механически, а через использование конкретного материала занятия объединенного одной темой.

Главное отличие интегрированных занятий в том, что поставленную цель дети решают через разные виды деятельности: поисковую, речевую, продуктивную и т. д.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, поняла важность развития мелкой моторики руки на общее психическое развитие, развитие речи, произвольность и поведение, подготовки руки к письму.

Работа в данном направлении в детском учреждении ведется не на достаточном уровне. Выявив противоречия между имеющимся огромным материалом по этой проблеме и малом количестве времени, отведенном в программе детского сада на его реализацию, была поставлена перед собой цель разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на психомоторное развитие дошкольников путем формирования мелкой моторики руки через использование различных обучающих форм и методов в том числе интегрированных занятий.

Чтобы решить поставленную задачу необходимо было определить начальный уровень сформированности мелкой моторики у детей. С этой целью был проведен анализ детских рисунков. В ходе анализа детских рисунков установили, что 40% детей группы имеют высокий уровень сформированности мелкой моторики руки. По 30% - средний и низкий уровни. В группе был создан центр по подготовке руки к письму куда входят: различные мозаики, конструкторы, пособия для нанизывания пуговиц, бусинок, завязывание веревочек, шнуровки, мелкие сборно – разборные игрушки, алгоритмы к пальчиковой гимнастике, природный и рукотворный материал, образцы заданий, книжки – раскраски, кнопочные игры, задания для штриховок и т. д. Был пополнен физкультурно – оздоровительный центр новыми пособиями: материал для упражнений с оздоровительной направленностью и массажа БАД; материал для упражнений на развитие мелких мышц кисти (кистевой экспандер, медицинский резиновый бинт и другие нетрадиционные тренажеры).

Был разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование мелкой моторики руки: еженедельно провожу с детьми работу в тетради – закрашивание, штриховка, графические диктанты, печатанье букв; театрализованная деятельность – куклы «бибабо», куклы марионетки, пальчиковый театр и др. Ежедневно – самостоятельная художественная деятельность, пальчиковые игры. Использование пальчиковых игр на занятиях по развитию речи общеизвестно, было решено проводить работу на усовершенствование мелкой моторики руки в рамках других занятий и кружковой деятельности. Очень полезны для развития пальцев детей такие виды деятельности как лепка, работа с ножницами, составление аппликации, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание и т. д. Был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе с использованием таких материалов как: мелкие мозаики и конструкторы, ручной труд, действия с коллекциями пуговиц и ракушек, действия с нитками, шнурками, тесьмой, с прищепками, скрепками, винтиками, шурупчиками, работа со штампами, бисерография, ниткопись, работа с иголкой.

В результате проведенной работы повысилась тренированности мелкой мускулатуры рук, появился интерес к выполнению графических заданий, повысилась уверенность в себе.

Понятие интеграции многопланово. Такие занятия это всего лишь один из аспектов многогранного процесса, который активно внедряется в современную практику дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Оформление развивающей среды первой младшей группыОформление развивающей среды первой младшей группы асыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего.

Развивающая среда в группе «Карапузики»Развивающая среда в группе «Карапузики» Ежегодно в нашем детском саду проходит конкурс «Лучшая предметно – развивающая среда в ДОУ» и «Готовность групп к новому учебному году».

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Статья из опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 13:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Беседа во второй младшей группе на тему: «Спички детям не игрушки»
Беседа во второй младшей группе на тему: «Спички детям не игрушки! Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию беседу с детьми второй младшей группы на...
Конспект развлечения в старшей группе «Солнечные лучики»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Конспект развлечения в старшей...
Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»
Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. ( Словарь русского языка С. И. Ожегова. Знакомство с народными играми...
Фотоочерк «Музей деревянного зодчества»
. «Лучшее, что придумала природа — это дерево. От него происходит и жизнь, и красота на Земле. ». В июле я побывала в Спасс-Клепиках, в музее деревянного...
«Весёлая посуда». Мастер-класс оформления стены в группе
Откуда эта страсть к оформлению? Наверное, я и сама не смогу ответить на этот вопрос. Откуда-то из глубины, не знаю, сердца или души, поднимается желание...