МААМ-картинки

Консультация «Как стиль воспитания в семье влияет на адаптацию ребенка к школе»

Наталья Ивановна Волошина
Консультация «Как стиль воспитания в семье влияет на адаптацию ребенка к школе»

Многообразие и темп современной жизни, множество социальных ролей, выполняемых взрослым человеком, постоянно требует ответов на вопросы, как профессиональные, так и личные. Человек практически ежедневно ищет выход из сложившихся жизненных ситуаций. Поиск ответов на вопросы может проходить путём проб и ошибок, а может путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.

Публикация «Консультация „Как стиль воспитания в семье влияет на адаптацию ребенка к школе“» размещена в разделах

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности. Сегодня предлагаю разговор о психологической культуре родителя. Одним из ярких показателей результативности в детско-родительских отношениях является период школьной зрелости ребёнка. Будущая школьная жизнь зависит от многих факторов, но одним из решающих показателей, влияющих на успешную адаптацию к школе, являются стили воспитания в семье.

В психологии есть понятие «функциональная семья» и «дисфункциональная семья». Здоровая семья выполняет свои функции по воспитанию и социализации детей. Такая семья отличается сильной родительской коалицией, ясно сформулированными семейными правилами. Дисфункциональная семья – это семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов.

Опыт показывает, что чаще всего за консультациями к психологу обращаются родители из функциональных семей, когда у них появляются вопросы, размышления, проблемы, связанные с воспитанием ребенка. Происходит это, как правило, когда у ребенка уже формируются невротические и психосоматические заболевания, ярко выражены нарушения поведения.

На адаптацию ребенка к школе, в том числе, большое влияние оказывает тип воспитания в семье, стиль взаимоотношения в системе «родитель – ребенок».

Гиперопекаемый тип детско-родительских отношений.

1. Если это обычный гиперопекаемый тип, то это проявляется в постоянном контроле над ребенком. Это ведет к тому, что ребенок растет не самостоятельным, хотя самому ребенку может быть очень комфортно в такой ситуации: что и как делать за него решают родители. У ребенка не формируется позиция ответственного за свою деятельность, свои поступки. Школа же потребует от первоклассника именно навыков самостоятельной деятельности и ответственного отношения к учебе.

2. Если это тип доминирующей гиперпротекции, то родители стремятся окружить ребенка повышенным вниманием, всегда быть рядом, защищать, даже если этого не требуют обстоятельства от любых предполагаемых опасностей. В такой семье родители следят за каждым его шагом. Ребенок очень зависит от родителей, чаще всего от мамы. В школе проявит тревожность, неуверенность, излишней привязанностью к учителю. Если же стиль воспитания останется неизменным, то в будущем у ребенка будет формироваться психологический инфантилизм.

3. Потворствующая гиперопека. Система воспитания, при которой родители потворствуют всем желаниям и прихотям ребенка. Ребенок ни в чем не видит отказа, все его капризы выполняются. Поощряют желание быть всегда на виду, получать максимум положительного внимания к своей личности. В школе он будет ожидать от учителя и одноклассников повышенного внимания к себе, только похвалы и одобрения. Ему будет трудно привыкать к другим правилам общения и требованиям.

4. Повышенная моральная ответственность родителей (перфекционизм).

При таком типе воспитания родители предъявляют к ребенку очень высокие требования. Родители следят, чтобы он не имел недостатков, выполнял свои обязанности, при этом список обязанностей может быть очень велик: бытовые, музыкальные, спортивные и т. д. Родители часто подавляют инициативы ребенка, строго спрашивают за недочеты, ошибки. Строгость и чрезмерная ответственность родителей часто оборачивается отсутствием у ребенка интереса к учебным предметам. Ребенок понимает, что его любят не просто так, а только за успехи, достижения, а сам по себе он не представляет ценности.

Адекватный тип детско-родительских отношений.

Социализированность – подготовленность к общению, жизни в социуме, понимание своих целей и желаний – свойственна ребенку из семьи именно с таким стилем воспитания. Члены семьи принимают и любят друг друга. Занятость на работе сочетается с увлечениями в разных формах: спорт, музыка, кулинария и т. д. Доминирующие чувства в общении «родитель-ребенок» - уважение. Дети из таких семей, как правило, успешно адаптируются в школе.

Гипоопекаемый тип детско-родительских отношений.

1. Вынужденная гипоопекаемость ребенка – вынужденная недостаточность внимания. Часто связана с социальными сложностями: одинокое родительство, жилищные проблемы, занятость на работе.

2. Обычная гипоопекаемость с эмоциональным отвержением. У родителей нет времени и главное, желания заниматься ребенком. Крайняя форма – отсутствие всякого ухода за детьми. У ребенка не формировано понимание социальных норм и правил социальной жизни, ему будет очень не просто адаптироваться в школе. Такой стиль воспитания встречается и во внешне благополучных семьях. Родители игнорируют детей, не удовлетворяют их потребность в эмоциональном тепле.

3. Доминирующая гипоопекаемость с эмоциональным отвержением. Такой тип воспитания еще называют «Золушка». Родители по разным собственным психологическим причинам, слишком требовательны к детям. Они добиваются послушания, беспрекословного соблюдения порядка, при этом игнорируют бытовые, эмоциональные, человеческие потребности ребенка. Близкие люди тяготятся им, враждебны или недоброжелательны, не уделяют ему внимания. Зато строго наказывают, даже за малейшие проступки. Ребенок живет под постоянным страхом совершить ошибку и быть наказанным. Такие дети в школе зажаты, закрыты от общения. В классе они часто становятся изгоями.

Большинство родителей, как показывает опыт, хотят только хорошего для своих детей. Но часто оказываются в плену собственных представлений о воспитании и не могут его изменить. Ситуация, когда ребенок становится первоклассником, очень хороший период чтобы подумать о том, все ли устраивает родителя в собственном поведении и поведении своего ребенка. Может быть, все в порядке и ничего не надо менять, а может быть стоит начать какие-то изменения в отношениях со своим ребенком.

Я как педагог готова помочь вам разобраться в непростых вопросах, связанных с воспитанием детей. Азы психологической культуры, осведомленность по поводу разнообразных явлений психики с точки зрения научного знания и житейского опыта, могут способствовать личностному развитию, а также открыть путь к развитию творческих, коммуникативных способностей и взрослых и детей в вашей семье.

Педагог ДОУ Волошина Н. И.

Публикации по теме:

Консультация «Приобщение детей и взрослых к чтению, и как книга влияет на развитие личности» «Приобщение детей и взрослых к чтению, и как книга влияет на развитие личности». Томилова Валентина Алексеевна учитель начальных классов.

Консультация «Как детский утренник влияет на детей»Консультация «Как детский утренник влияет на детей» Всё, что Вы хотите знать об утренниках Вопросы: Что такое утренник? По какому принципу определяется дата и время проведения утренника?.

Консультация «Как лепка влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного.

Консультация «Как поощрить ребенка в семье» Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье» 1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду,.

Как рисование влияет на развитие ребенка Дети любят рисовать. Во всех странах и обществах дети создают картины, рисунки и рассказывают истории с помощью изображений, даже если в.

Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду» Консультация для родителей "Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду". Елена Владимирова. Детский сад — новый период в жизни ребенка.

Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду?» Консультация для родителей Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду? Ваш малыш пошёл в детский сад? Конечно, вы волнуетесь, как.

Консультация для родителей «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» - Разговор на эту тему начнем с определения понятия «семья». Что же такое.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как стиль воспитания в семье влияет на адаптацию ребенка к школе»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 16:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД