Получи документы

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

Надежда Иванина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

Аннотация

Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием предметно-развивающей среды в ДОУ, так как в ней представлена модель универсальной РППС с учетом требований ФГОС ДО. Статья носит практический характер, что позволит педагогам воплотить принцип самоценности детства и личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике.

Ключевые слова

Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда, модель среды, универсальность, детская деятельность, образовательное пространство.

Еще выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. А роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития – идет процесс его модернизации. Одним из главных показателей является обеспечение качества образования. И одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды, с введением Стандарта, актуален не только в нашем учреждении, но и в других дошкольных организациях. Сегодня среда в ДОУ должна обеспечивать возможность развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагог, организуя предметно-пространственную среду, должен учитывать аспекты, которые способствуют становлению базовых характеристик личности каждого ребенка.

Создание такой среды несколько озадачило наших педагогов, даже тех, кто имеет большой стаж работы в дошкольном учреждении. Каждый из коллег был уверен в своем профессионализме, и в том, что он работает с максимальной инвестицией своих сил и знаний, разрабатывая новые игры и пособия, оформляя пространство группы, делая его интересным и оригинальным, методически оснащенным.

Представления наших коллег существенно изменились на сегодняшний день. Создание универсальной модели развивающей предметно-пространственной среды, в рамках работы пилотной площадки, заставило педагогов пересмотреть свои взгляды на моделирование образовательного пространства.

Работая над созданием модели организации развивающей среды, мы обратились к трудам современных ученых и передовому опыту педагогов Н. А. Коротковой, С. И. Михайленко, других авторов. В своих работах специалисты отмечают, что насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей ребенка, с учетом онтегенеза.

На сегодняшний день в средствах массовой информации широко развернута дискуссия об особенностях организации предметно-развивающей среды, о том, какую среду считать идеальной и что должно быть в ее основе, как организовать и чем ее наполнить. При всем многообразии подходов данного материала, прослеживается отсутствие единой структуры создания РППС. Это заставило нас задуматься о создании универсальной модели образовательного пространства, которая поможет педагогам в организации предметно – развивающей среды группы.

Для построения такой модели мы определили следующий алгоритм действий:

- изучить нормативные документы;

- проанализировать содержание среды для каждой возрастной группы детей;

- разработать и апробировать модель предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка;

- сформировать мобильную трансформируемую среду в группах ДОУ для совместной деятельности детей и взрослых.

Усилиями наших педагогов на сегодняшний день разработана универсальная модель развивающей предметно-пространственной среды. Проектирование РППС с помощью этой модели осуществляется с учетом возраста детей и специфики направленности групп.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада условно можно разделить на три сектора: активный, спокойный и рабочий (см. рис. 1). Границы каждого сектора подвижны, они могут расширяться, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к занятиям сверстников, присоединиться к их деятельности или сразу к нескольким видам деятельности [2]. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает в себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театральной деятельности. Спокойный сектор включает в себя центры книги, отдыха, природы. В рабочем секторе размещается центр экспериментирования, развивающих игр, региональный компонент, а также оборудование (в том числе технические средства обучения) для организации совместной и регламентированной деятельности.

Условное деление пространства и организация центров в этом пространстве позволяет придерживаться принципа интеграции образовательных областей, которые способствуют формированию единой предметно-развивающей среды.

Зонирование пространства группы детского сада

Рисунок 1.

Разработанная модель среды может быть конкретизирована педагогами в соответствии с возможностями детского сада (имеющейся площади, характера оборудования) и с учетом индивидуальных особенностей детей (возраста, гендерного состава, уровня развития, направленности групп). Модель помогает педагогу грамотно рассредоточить игры и пособия по центрам, своевременно пополнить центры в зависимости от комплексно – тематического планирования, явлений окружающей действительности, интересов и способностей детей, а главное продумать стратегию нового заполнения пространства развивающими играми и игрушками.

Безусловно, созданная универсальная модель развивающей предметно-пространственной среды в нашем учреждении, в рамках пилотной площадки, очень эффективна.

Сегодня среда, организованная в ДОУ, позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор: где играть, с кем играть, во что играть. Нами обеспечен свободный доступ детей ко всему оборудованию, играм, игрушкам, пособиям, способствующим активизации развития познавательной деятельности детей. Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать их творческую активность. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Подводя итоги в рамках работы пилотной площадки, мы можем с уверенностью сказать, что развивающая предметно-пространственная среда, созданная по нашей универсальной модели, способствует формированию личности ребенка и мотивирует к самостоятельному познанию мира.

Список литературы

1. Верховкина М. Е., Атарова А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб. : КАРО, 2014

2. Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада : старший возраст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. - М. : Линка-Пресс, 2010

3. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И. Ф. Слепцова. М. : Обруч, 2015

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Перспектива, 2014

Публикации по теме:

Моделирование комфортной предметно-развивающей среды в группе .

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО Консультация на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ Трегубова Нина Петровна, воспитатель С/П - детского сада №9 «Дельфин» г. Нефтегорск Моделирование ППС – предварительная разработка основных.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей – предметно пространственной среды. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУСоздание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группеСоздание развивающей предметно-пространственной среды в группе В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 11:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД