Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»

Маргарита Пышненко
Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию статью - Мой весёлый, звонкий мяч, которая была опубликована в журнале "Здоровье дошкольника" № 2, 2013 г. (стр. 29)

Цель статьи: раскрыть значение игр с мячом для детей с нарушением зрения.

Авторы статьи. М. Пышненко, руководитель физического воспитания высшей категории,Л. Крылова, учитель-дефектолог высшей категории МАДОУ детский сад комбинированного вида № 196, г. Хабаровск,

Мой веселый, звонкий мяч!

Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»

Одним из важнейших направлений государственной политики на современном этапе является поддержка и сохранение здоровья, как взрослого, так и детского.

В настоящее время дошкольные учреждения посещают дети в основном со II и III группой здоровья.

Среди детской патологии особое место принадлежит нарушениям зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной системы.

Наиболее распространенной формой глазной патологии в дошкольном возрасте является косоглазие и амблиопия, которые характеризуются разной степенью нарушения зрительных функций.

Изучая особенности физического развития детей с нарушением зрения Л. С. Сековец (1984, М. А. Мишин (1997) пришли к выводу, что зрительная недостаточность, монокулярный характер зрения, характерный для детей с косоглазием и амблиопией, снижает двигательную активность и затрудняет формирование основных параметров движения.

В связи с этим физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ приобретает особую актуальность.

Ведя поиск эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих детей является мяч.

Мяч – первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для него. У малыша каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как бы специально для того чтобы удерживать мяч. Удерживая мяч в руках, ребёнок учиться владеть им.

Поэтому мы считаем, что мяч является прекрасным инструментом, который с успехом может быть использован в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с косоглазием и амблиопией.

С помощью мяча можно решать разнообразные задачи:

•развивать общую моторику, ловкость и быстроту реакции;

•регулировать силу и точность движений;

•совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

•развивать деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем;

•активизировать зрительные функции.

Прежде чем приступить к обучению детей подвижным играм и упражнениям с мячом педагогу необходимо познакомиться с основными данными о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

•рекомендациями педиатра, ортопеда, невролога, офтальмолога;

•общим состоянием здоровья ребенка (перенесенные заболевания);

•состоянием опорно–двигательного аппарата и его нарушениями;

•наличием сопутствующих заболеваний;

•состоянием зрительного дефекта;

•состоянием и возможностями сохранных анализаторов;

•состоянием нервной системы.

Специальных подвижных игр и упражнений с мячом для детей с нарушением зрения не существует. Они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники, но во время организации игр с мячом с детьми с косоглазием и амблиопией следует соблюдать ряд необходимых требований:

1. Учитывать вид косоглазия: для детей со сходящимся косоглазием использовать игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль; с расходящимся косоглазием – с направлением взгляда вниз и вблизи.

2. Использовать мячи, окрашенные в один из цветов, - красный, оранжевый, желтый, зеленый, так как они наиболее благоприятно воздействуют на сетчатку глаза.

3. В период лечения детей прямой окклюзией в действиях с мячом лучше использовать озвученные мячи (внутри с пластмассовыми шариками, горохом, так как звуки, которые возникают при движении мяча, помогают ребенку определить направление мяча при движении.

4. При необходимости использовать индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.

Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией играм и упражнениям с мячом имеет ряд особенностей:

1. Обучение носит наглядно-практический характер, то есть, дети осваивают все движения, наблюдая за действием педагога и в процессе собственных практических действий с мячом.

2. На начальном этапе обучения педагогу необходимо использовать метод совместно – разделенных действий: брать руку (и) ребенка в свою (и) и совместно с ним выполнять нужное действие.

3. Первоначально все задания, предлагаемые детям, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, чтобы дети имели возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Показывая какое–либо действие, педагог сопровождает их речью, то есть, использует прием комментирующей речи собственных действий и действий детей. Например: «Я сейчас брошу мяч. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Теперь я спрячу его за голову и брошу сильно вперед далеко–далеко».

4. Одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у ребенка правильный образ действия. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: ребенок начинает выполнять действие свободнее, без лишнего напряжения; у него появляется своеобразное чувство мяча.

5. Сопровождение действий с мячом стихотворным текстом помогает сделать задание более понятным, а главное задает ритм выполнения игрового задания.

Предлагаем картотеку подвижных игр и упражнений с мячом, которые могут быть использованы в совместной деятельности с детьми с косоглазием и амблиопией и рекомендованы инструкторам по физической культуре, тифлопедагогам, воспитателям и родителям.

Картотека игр размещена на сайте: dovosp.ru, журнал "Здоровье дошкольника"

Представляю несколько игр с мячом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 мот ребёнка дает ему большой мяч.

Ребёнок присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном воспитателем (взрослым) месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый) сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли.)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли.)

Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САЛЮТ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Педагог (взрослый) вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют!

(Дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу педагог (взрослого) «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после слова «салют».

Дозировка: 3-4 раза.

И. М. Вотолкина «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Дети стоят по кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к педагогу двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

Дозировка: 30 сек.

Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

Публикации по теме:

Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание»Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Наша статья в журнале "Дошкольное воспитание" Девочки! Хочу поделиться радостью!Недавно я получила бандероль с журналами "Дошкольное воспитание".

Публикация в журнале «Дошкольное воспитание»Публикация в журнале «Дошкольное воспитание» Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами творческой радостью. В журнале "Дошкольное воспитание" №5 2012 года вышла в свет публикация.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Игрушки
  • ПДД
Автор публикации:
Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 17:18
+83Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 120.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...