Статья: «Мы познаем мир, играя!»

Вера Гришкова
Статья: «Мы познаем мир, играя!»

Мы познаём мир, играя!

Игра - и этот тезис представляется безусловной аксиомой - есть наиболее действенный механизм познания мира детьми де-факто всех возрастных категорий. Игра желанна, она воспринимается детьми активно и действенно.

Игровая деятельность как эффективный способ познавательного процессе детерминирована задействованием всех сфер личности ребенка

Эмоциональная сфера. Дошкольный период детства в идеале характеризуется спокойным эмоциональным фоном, отсутствием активных аффективных вспышек; вместе с тем, отмечается достаточно высокая степень насыщенности эмоциональной составляющей в жизни ребёнка. Подвергается в рассматриваемый период времени - самое раннее детство - собственно структура самих эмоциональных процессов. Так, в период раннего детства в сферу эмоциональный процессов была включена совокупность вегетативных и моторных реакций: к примеру, переживая обиду, ребёнок плакал, закрывал лицо руками, кричал и пр., физиологически этому сопутствовало неровное дыхание, частый пульс и т. д. Подобного рода реакции являются характерными для дошкольников, однако внешнее выражение у ребёнка эмоции является существенно более сдержанным. Дошкольник начинает радоваться и печалиться не только по поводу непосредственных своих действий в данный момент, но и по поводу того, что ему ещё предстоит сделать. Отметим также следующий аспект: все занятия дошкольника - игра, рисование, занятия по дому - должны быль ярко эмоционально окрашены, в противном случае деятельность не состоится или ребенок потеряет к ней интерес, поскольку в рассматриваемом возрасте ребенок не способен делать то, что ему неинтересно. Игра является самым важным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности выступает взрослый человек, являющийся носителем определенных общественных функций, имеющий сферу определённых отношений с другими людьми, а также руководствующийся в своей деятельности определёнными правилами.

Важным является тот факт, что изменение в поведенческой сфере ребенка состоит в том, что его желания отходят на второй план, и на первом плане стоит четкое и безусловное выполнение правил игры.

Мотивационная сфера. Отметим: наиболее важным личностным новообразованием, формирующимся в период дошкольного детства, является соподчинение мотивов. Данный механизм появляется в начале дошкольного возраста и в ходе взросления ребенка последовательно развивается.

Мотивы дошкольника характеризуются разной степенью значимости. Находясь еще в младшем дошкольном возрасте, ребёнок относительно легко может принять решение в ситуации выбора. В дальнейшем он способен подавить свои непосредственные побуждения (к примеру, не реагировать на привлекательный предмет, что становится возможным благодаря сфере более сильных мотивов, выполняющих роль «ограничителей».

Подчеркнем, вместе с тем тот факт, что наиболее сильным для дошкольника мотивом является последующее поощрение, получение награды. Несколько менее явственно обнаруживается мотив последующего наказания, еще слабее - собственное обещание ребёнка, поэтому ребенок в большинстве случаев не может в полной мере выполнить данные им обещания.

Самым слабым мотивационным фактором является непосредственно прямое запрещение ребенку каких-то действий ребёнка; для максимизации его влияния его необходимо усиливать комплексом других дополнительных мотивов. Очевидно: именно игра в рассматриваемой плоскости является механизмом «высокой результативности»: сам процесс познания в игровой форме воспринимается ребенком в позитивном, «легком» ключе.

Игра - релевантный механизм познания: ребенок в период дошкольного детства усваивает общественно принятые этические нормы, принятые в обществе; он начинает оценочно рассматривать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребёнок оценивает исключительно чужие поступки, однако не умеет оценить свои собственные. С наступлением среднего дошкольного возраста ребёнок оценивает действия конкретного человека независимо от того, как он к нему относится; он способен обосновать свою оценку. Во второй части дошкольного детства ребёнок способен оценивать также свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые им усвоены. Отметим также формирование самосознания – как центрального новообразования дошкольного детства – оформляющегося к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуально-личностному развитию.

Выделим также появление (во второй части дошкольного возраста) самооценки. Изначально она формируется на основе совмещения первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает последовательно умение оценивать действия иных детей, а далее - собственные действия, морально-волевые качества и умения.

Таким образом, тезис «познаем играя» представляется некоторой «общепедагогической аксиомой»: игра - есть исключительно разносторонний, но равно эффективный способ познания ребенком окружающего мира.

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Я работаю в детском саду воспитателем младшей группы. Каждую неделю в нашем саду проходят педсоветы. На одном из таких собраний нам предложили.

Презентация «Использование разработок института новых технологий в логопедической работе» Вся жизнь ребенка - это игра. поэтом обучение ребенка вообще не может проходить вне игры Представленные нами игровые пособия могут сослужить.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Статья: «Мы познаем мир, играя!»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 13:16
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...