Лучший педагог года

Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста

Дария Ульбекова
Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста

Статья на тему: «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста»

Значение двигательной активности для роста и развития ребенка

Публикация «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Особенно большое значение двигательная активность имеет в детском возрасте, где она выступает в качестве необходимого условия формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а также как условие всестороннего развития и воспитания детей.

Двигательная активность представляет собой удовлетворение потребности организма в движении. Совершенствуя деятельность главных физиологических систем организма, она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из основных форм жизнедеятельности растущего организма (А. А, Маркосян, М. Ю. Кистяковская, Ю. Ф. Змановский, И. А. Аршавский).

Вопрос о потребности в движении до сих пор остаётся дискуссионным. Некоторые исследователи, Например М. Р. Могендович, ставят на первое место биологическую предопределенность, как бы наследственную закодированность потребности в движении и ее возрастной динамики. Следствием такого подхода являются стремление определить «естественные» возрастные нормы активности детей без специального учета условий их жизни и воспитания. Имеется и другая концепция, которая представляется более убедительной (М. Ю, Кистяковская, утверждающая, что потребность в движениях нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими анатомо-физиологическими изменениями организма. Она сильно варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от формы работы с детьми по физическому воспитанию. Это ставит перед педагогами требование не идти на поводу якобы существующего у ребенка «естественного» уровня потребности в двигательной активности, а последовательно развивать эту потребность.

Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем фи-зического воспитания детей. Ян Амос Коменский писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно». Е. А. Покровский в работе «Первоначальное физическое воспитание дестей» называет движение одной из первейших и существенных потребностей человеческого организма, вложенного в него самой природой. «Духовное» развитие, по его мнению, не должно проти-вопоставляться «телесному», необходима их гармония, строящаяся на прочном фундаменте последнего. Ссылаясь на отношение мыслителей древности к физическим упражнениям, Е А. Покровский приводит свидетельство о том, что Аристотель расценивал государство, в котором пренебрежены физические упражнения, как плохо организованное.

То, что движения являются условием всякого жизненного отправления, неоднократно подчеркивал П. Ф. Лесгафт. Особенно велика роль движений, по его мнению, в поддержании нормальной мышечной деятельности, при недостатке которой мышцы слабеют и изменяются. П. Ф. Лесгафт придавал огромное значение движениям не только в физическом, но также в умственном и нравственном воспитании детей.

Исключительно важную роль движениям в общем развитии и воспитании детей отводили К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.

В литературе отражено значительное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность, задерживается формирование двигательных навыков и умений, происходит нарушение осанки (Д. М. Шептицкий, Е. Н. Ва-вилова, Г. В. Сендек, Т. Ю. Логвина и др.). Использование мяча в восполнении двигательного дефицита одна из возможностей снятия умственного напряжения. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обуславливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.

Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими о роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья в различные возрастные периоды. Например, целым рядом исследований показано благотворное влияние движений на развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем организма ребенка-дошкольника, как скелетно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, терморегуляционная. Установлено, что жизненная емкость легких у детей, систематически занижающихся физическими упражнениями, на 61-73% выше, что у их сверстников в контрольной группе (Ц. В. Какабадзе). Дети, получающие гимнастику с полутора месяцев, уже на третьем месяце жизни выгодно отличаются от неполучающих ее в весе, росте, объеме грудной клетки. Эта разница сохраняется на втором и третьем годах жизни.

Исследования С. Я. Лайзане, Л. В. Кармановой, Э. И. Адашкявичене показали, что у дошкольников» систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование в трудах советских ученых. Исследуя формирование высшей нервной деятельности экспериментальным путем, М. М. Кольцова пришла к выводу, что ограничение движений у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи.

Психологическими исследованиями доказано, что через посредство формирования произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А. В. Запорожец, В, К. Котырло).

К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Озабоченность по поводу прогрессирующего снижения объема двигательной активности наряду с все усиливающимся умственным напряжением среди детского населения прозвучала уже в начале нынешнего столетия в трудах ряда ученых.

Малоподвижность детей, вызванную условиями жизни и неправильной системой воспитания, В. В. Гориневский считал одной из причин все возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении школьников.

В современном мире тенденция к ограничению движений (гиподинамия) усиливаема, особенно в высокоразвитых в экономическом отношении странах. Поэтому жизненно необходима правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях. Поиски объема; содержания, форм оптимального двигательного режима являются одной из актуальных проблем организации жизни и воспитания детей в детских садах.

Публикации по теме:

Первый день в бассейнеПервый день в бассейне охранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Консультация для воспитателей на тему «Двигательная активность дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию-консультацию для воспитателей и физкультурных работников, на тему "Двигательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД