Статья «Использование массажных ковриков при коррекции речевых нарушений у детей»

Валерия Певчева
Статья «Использование массажных ковриков при коррекции речевых нарушений у детей»

Использование массажных ковриков при коррекции речевых нарушений у детей

Многие педагоги активно используют в коррекционно - логопедической работе при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма приемы Су - Джок терапии. Это способ лечения, основанный на проекции всех частей, систем и органов тела на кисть и стопу (в переводе с корейского Su – рука, Jok – нога). Данный вид терапии является действенной и эффективной системой самооздоровления. Большое количество игр, разнообразных упражнений предложено различными авторами для развития пальчиковой моторики, активизирующих массажей для воздействия на точки кистей рук.

В данной статье предложены игры и упражнения, направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы, оказывает наибольший терапевтический эффект, и ещё активнее стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть.

Для данного вида работы необходимо выбрать различные дорожки, массажные коврики с неровными поверхностями.

Предлагаемые игры и упражнения предназначены для детей разного возраста и решают различные коррекционные задачи:

Развитие общей моторики

Координация речи с движением

Ориентировка в пространстве и собственном теле

Развитие памяти, внимания

Развитие фонематических процессов

Актуализация словаря

Работа над слоговой структурой слов

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:

Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви.

1. Разучивание различных видов шагов на ковриках.

• Топание всей стопой

• Топание на носочках

• Топание на пяточках

• Топание на внешней поверхности стопы как «мишка»

• Движение «вытираем ножки»

• Легкие подпрыгивания

• Приседания

• Стояние на одной и другой ногах поочередно

2. Чередование движений:

o Правая нога на пятке, левая на носке

o Правая нога как «мишка» левая на пятке

o Левая нога как «мишка», правая на носке

3. Задания, направленные на совершенствование навыков

пространственной ориентации, развития памяти, внимания:

2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни

1 раз встань на пятки, 1 раз присядь

2 раза покружись вправо, 1 влево

Потопай 5 раз, похлопай 3 раза

Поднимись на носочки и дотронься правой рукой до левого уха

Встань на пятки и дотронься левой рукой до правого плеча (колена, локтя, уха, глаза – возможны варианты)

Стой на правой ноге, а левой рукой дотронься до затылка

4. Развитие слогового, звукового анализа слов

Пошагай столько раз, сколько слогов в слове кот, дома, машина и т. д.

Повернись вправо столько раз, сколько гласных звуков в слове утка

Наклонись в стороны столько раз, сколько согласных звуков в слове сом, слон и т. д.

Игра «Кочки» (На полу разложены массажные коврики. Ребенок, наступая на каждый коврик, придумывает слово на заданный звук)

5. Обогащение словаря

Педагог показывает картинку с изображением фруктов, овощей, ягод; одежды, обуви, головных уборов; деревьев, кустарников, цветов; животных, птиц, насекомых и т. д.

Топни правой ногой столько раз, сколько фруктов нарисовано на картинке

Поднимись на носочки столько раз, сколько деревьев ты видишь на картинке

Подпрыгни столько раз, сколько головных уборов нарисовано на картинке

6. Ориентировка в пространстве

Для выполнения этого вида деятельности потребуется несколько разноцветных массажных ковриков квадратной или прямоугольной формы, скреплённых в большой ковер.

Ребенок встает на заданную клеточку и выполняет задания:

o Шагни на 2 клеточки вправо и 1 клеточку назад

o Шагни на 3 клеточки влево и 1 клеточку вперёд

o Шагни на 2 клеточки назад и 1 клеточку влево

Координация речи с движением выполняется на массажных ковриках или дорожках

ЗА ГРИБАМИ

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

МЕДВЕЖАТА

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так!

Медвежата мед искали,

Дружно кустик раскачали,

Вот так!

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так!

А потом они плясали,

Лапы выше поднимали.

Данные игры и упражнения можно использовать в виде отдельного занятия, а так же фрагментарно в виде динамической паузы на занятиях. Задания подбираются в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.

Желаю успехов в вашей работе!

Используемая литература:

Блыскина И. В. Логопедический массаж - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми: Логопед, №1, 2010. – С. 36-38

Прикреплённые файлы:

1_bohln.pptx | 4473,29 Кб | Скачан: 115
 
Публикации по теме:

Использование Су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам.

Развитие мелкой моторики рук.Развитие мелкой моторики рук. О пользе развития мелкой моторики рук в настоящее время опубликовано достаточно много статей. В логопедической работе развитию мелкой моторики.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Статья «Использование массажных ковриков при коррекции речевых нарушений у детей»
Опубликовано: 14 января 2014 в 22:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пополнение физкультурного уголка новым нестандартным оборудованием. Мастер-класс...
Дети младшего дошкольного возраста достаточно активны, они много двигаются, бегают, прыгают, лазают, однако их двигательный опыт ещё не велик, движения...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо»
Всегда проявляю желание не только научить детей мастерить симпатичные поделки, но и выполнять их с интересом, с желанием, с фантазией. Научить так, чтобы...
Лоскутная страничка в волшебную «Книгу-сказок» Татьяны Кирюшатовой.
"Буду расти-подрастать, вашу семью от бед и тревог оберегать. » Помните, как Рябинка отблагодарила Прохора и Марьюшку. Настеньку к осени...
НОД Опыты с водой и цветами — 4.
Оборудование: сосуды с водой; пищевой краситель четырёх цветов, тюльпаны белого цвета. Цель. - Поощрять проявление детьми любознательности,...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у...
Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость,...