Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте

Марина Серебренникова
Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте

Статья на тему: «Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте».

Автор: Серебренникова Марина Дмитриевна

учитель начальных классов

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества [1].

Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатию, умение слушать других [2].

Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

1. Знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2. Понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);

3. Понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4. Понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:

1. Целенаправленность.

раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;

предупреждение интолерантности;

организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;

формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;

развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;

развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;

вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;

уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;

конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

ненасильственно выражать свои чувства и переживания;

строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;

выслушать и понять другого.

2. Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы.

3. Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.

4. Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.

5. Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.

6. Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой – воспитанники. Происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику – прямая связь, от воспитанника к воспитателю – обратная связь (субъект – субъектные отношения) [3].

Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка [4].

В сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка младшего школьного возраста определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка младшего школьного возраста расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассникам. Именно в этом возрасте ребенок младшего школьного возраста переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети младшего школьного возраста находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети младшего школьного возраста учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок младшего школьного возраста участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества [2].

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию [3].

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М. М. Бахтин, к пониманию через мышление – В. Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Таким образом, можно выделить следующие особенности процесса воспитания толерантности младшего школьника: целенаправленность, многофакторность, сложность, длительность, непрерывность, двусторонний характер. Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Литература

1. Пчелинцева, И. Толерантность и школьник. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Рос. энцикл., 2002. – С. 528.

4. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - № 6. - С. 12-16.

Публикации по теме:

Библиография на тему «Организация самостоятельной деятельности по художественному ручному труду в младшем возрасте» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования. Основополагающим требованием общества.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным бытом в младшем возрасте «Знакомство с колыбелью» Воспитатель Попович Т. А. «Знакомство с колыбелью» Цель: Приобщать детей к народным традициям. Развивать эмоциональный отклик на произведения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшем дошкольном возрасте. «Путешествия в мастерскую художника» Занятия по ознакомлению с окружающим с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: “Путешествия в мастерскую художника”. Цель: Закрепить.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Методика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрастеМетодика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрасте Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Использование здоровьесберегающей технологии «бодрящая гимнастика» в младшем дошкольном возрасте Сегодня я хочу вам презентацию на тему «Использование здоровье сберегающей технологии бодрящая гимнастика». Использование здоровьесберегающей.

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте «Волшебные листья» Тема проекта: «Волшебные листья».Цель:показать, что листья разные по величине, цвету, форме, тонкие, шуршат, что листья можно использовать.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Тысяча солнышек» Дети входят в зал под музыку. Ведущий: Кто мне может дать ответ: Летом греет, в стужу нет Что за яркий рыжий шар, Вспыхнул в небе как.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Осень
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 22:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»
Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно...
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»
«Купи, купи, хоть что-нибудь купи! » – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются с...
Сценарий «Хлебный праздник» для детей старшего дошкольного возраста
Вход: Звучит мелодия песни "Русские края"( муз. П. Ледоницкого, сл. Ю. Полухина. Дети заходят в зал с колосками, останавливаясь у ц. стены, образуя...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной...
Проект по формированию у детей культурно гигиенических навыков «Чистюли»
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Вид проекта: игровой Тип проекта: кратковременный Актуальность: Общеизвестно, что здоровье...