Статья на тему: «Развитие у дошкольников навыков пиктографирования».

Елена Макарова
Статья на тему: «Развитие у дошкольников навыков пиктографирования».

Автор старший воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида №2387 Козлова Елена Александровна.

Возрастающее внимание современной дошкольной педагогики и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира- его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранить гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного дошкольного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Исследовательская деятельность предполагает развитие у дошкольников умений :

(видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, но наша задача заключается не только в развитии у дошкольников выше перечисленных умений. Важно научить детей отображать полученные знания с помощью доступных им средств. Известно, что дети дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, поэтому пиктографическое письмо будет являться наиболее эффективным способом трансформации мыслей в графический образ.

В связи с этим вытекает проблема: развитие у дошкольников навыков пиктографирования.

Это средство обусловлено принципом природосообразности согласно которому в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей.

Изучением пиктографического письма занимались многие психологи В. Вунд, Ш. Боллюе, Г. Гетцер, Л. С. Выготкий, А. Р. Лурия, В. П. Ясвин, А. Н. Леонтьев.

Если проанализировать фразу «пиктографическое письмо», то понятно, что она состоит из 2 слов «пиктографическое» и «письмо».

Пиктограмма- это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Основные черты пиктографического письма:

1. Пиктографическое письмо воспроизводит некоторые единицы смысла- простейшие интернациональные понятия, реальные. В силу этого надписи пиктографическим письмом могут быть понятны людям, говорящим на разных языках, даже если пиктографические письма этих языков различны.

2. В отличие от алфавитной системы письма, пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и других правил.

В Городской программе развития на 2012-2016 г «Столичное образование» г. Москвы сказано, что увеличивается доля детей, для которых русский язык не является родным и на данный момент достигает 40%, поэтому с помощью пиктографирования воспитатель научит их общаться со сверстниками и сможет подготовить к школе.

3. Пиктографическое письмо родственно системе невербальной коммуникации.

Письмо – это послание, сообщение, информация, зашифрованная специальным образом.

Меня заинтересовала тема пиктографирования, потому что она позволяет воспитателю решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются возрастные особенности и интересы детей. Процесс совместной деятельности с детьми становиться более интересным, увлекательным и разнообразным.

Перед собой я поставила конкретную цель:

Развитие у дошкольников навыков пиктографирования.

Задачи:

1. Учить детей исследовать объекты и явления окружающей жизни.

2. Способствовать развитию чувственного опыта дошкольников, обобщению полученных знаний в слове, умение фиксировать приобретенные знания с помощью пиктограммы, т. е трансформировать мысль в графический образ.

3. Развивать психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, речь).

4. Воспитывать уважительное отношение детей к мнению и образу мышления других людей.

Изменения, происходящие в российской системе образования, а именно: новые Федеральные Государственные требования направлены не только на изменения содержания изучаемых программ, но и на изменение подходов к методике обучения и воспитания- это расширение арсенала методических приемов воспитателя, активизация деятельности детей в ходе организованной образовательной деятельности, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиска путей решения проблем, а также максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса.

На практике я широко использует метод пиктографирования в основных видах организованной образовательной деятельности с детьми.

Образовательная область «Коммуникация».

Очень часто у детей вызывают большие сложности изучение пословиц, в которых скрыты чувства и переживания человека, его внутренний мир, отношения между людьми. В сравнении с этим, исследование пословиц, поясняющих процессы, происходящие в природе и описание внешнего мира, для детей более доступны, т. к. они наблюдают за этими процессами постоянно. Но одновременно с этим, заметна еще одна особенность, о чем бы ни говорилось в пословице, дети действительно не видят истинного ее контекста, обращая все свое внимание на воссоздание наглядного образа или персонажа.

Используя метод пиктографирования во время работы над пословицами, я добиваюсь раскрытия детьми скрытого смысла изречения.

Через пиктограммы дети раскрывают смысл пословиц по частям, и начинают понимать подтекст, а не выделять один предмет или объект.

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира

В старшем дошкольном возрасте я знакомлю детей с историей возникновения письма и способами его написания, используя при этом книгу с изображением наскальных рисунков, где сказано, что племена американских индейцев вплоть до XIX века писали с помощью пиктограмм: сложные, тщательно прорисованные символы изображали понятия и целые истории посредством простого визуального сходства.

Использование пиктограмм при ознакомлении детей с природой

В процессе познавательно- исследовательской деятельности ребенок получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями живой и не живой природы, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои знания и представления о мире природы.

Ознакомление детей с природой строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного мышления ребенком некоторых свойств, предметов и явлений. Строю свою работу в три этапа:

На первом этапе предлагаю детям по готовым схемам пиктограммам зашифровать конкретную информацию о явлениях в мире природы и деятельности людей.

На втором этапе – каждый ребенок самостоятельно составляет по той же схеме пиктограммы о любом времени года.

На третьем этапе перед детьми ставиться определенная проблема в области живой и неживой природы, где они с использованием самостоятельно подобранных схем пиктограмм фиксируют информацию, отвечая на вопросы по данной проблеме.

С помощью пиктографического письма педагоги формируют у детей целостную картину мира.

Образовательная область «Безопасность»

Чтобы подвести детей к осознанию необходимости обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности, совместно с детьми исследуем небезопасные для них ситуации.

Программа по Безопасности состоит из следующих разделов:

1. Ребенок в общении с другими людьми

2. Ребенок и природа

3. Ребенок дома

4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

5. Ребенок на улицах города

Выбрали несколько тем: «Гроза», «Пожар», «Ребенок на улицах города».

Перед детьми были поставлены следующие проблемы:

1. Чем опасна гроза?

2. Огонь – опасность или польза?

3. Зачем нужны дорожные знаки?

Каждый этап исследования дети пиктографировали. Таким образом, при исследовании проблемы каждый ребенок получал не просто готовые знания, а был активен в поиске ответов на поставленные вопросы. Вместе с тем использование пиктограмм способствовало более прочному запоминанию детьми усвоенного материала.

По данной проблеме тесно взаимодействую с родителями. Организовала детско- родительский клуб «Я исследователь», дети совместно с родителями презентовали проекты с использованием пиктограмм.

Таким образом, с помощью данного метода дети не просто учатся отображать полученные знания в виде графических образов, этот метод позволяет развивать у ребенка умение планировать собственную деятельность, добывать информацию разными способами, сравнивать полученные знания с исходными, развивает психические качества дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, готовит к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечивает безопасность жизнедеятельности детей, развивает ребенка как личность, тем самым реализует ведущие цели основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», соответственно программу «Столичное образования"

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Автор публикации:
Статья на тему: «Развитие у дошкольников навыков пиктографирования».
Опубликовано: 26 октября 2012 в 11:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» в младшей группе. Фотоотчет.
В этом году у нас в группе дети младшего дошкольного возраста. Для их всестороннего развития и воспитания мы используем театрализованные игры. В процессе...
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Коллективная работа «Весеннее настроение»
Мои ребята, очень любят рисовать, а нетрадиционными способами в особенности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...