Лучший педагог года

Роль мультфильмов в формировании информационной культуры дошкольника

Елена Ченченко
Роль мультфильмов в формировании информационной культуры дошкольника

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ (далее по тексту - Закон, который был принят еще в декабре 2010 года, а действовать начал недавно. Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Рассматривая информацию как продукт массового потребления, государство предъявляет к ней требования качества и безопасности. С другой стороны, государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.

Публикация «Роль мультфильмов в формировании информационной культуры дошкольника» размещена в разделах

Проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры, мультфильмы.

Поэтому одной из основных задач современной педагогики можно выделить формирование информационной культуры дошкольника, а также формирование информационной безопасности детей.

В современном мире мультфильмы – это неотъемлемый атрибут жизни каждой семьи, в которой есть дети. Без мультфильмов ни один современный человек не представляет своего детства и детства своего любимого чада.

Эмоции, возникающие во время просмотра мультфильмов, оказывают благотворное влияние на развитие у ребенка сочувствия к героям, восприимчивость к чувствам других. А некоторый эмоциональный подъём после хорошего конца улучшает самочувствие самого ребёнка.

Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вредны телевизор и компьютер для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора и за компьютером. Поэтому необходимо, чтобы родители:

1. Контролировали то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей.

2. Пока малыш маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач, мультфильмов.

3. Возможно, наоборот, он стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть мультики.

Всему своё время

Стоит определить цель, с которой ребенку предлагается для просмотра того или иного мультфильма. Не только для того, чтобы ребёнок не мешал выполнять нам какие-то дела по дому, хотя и такой мотив не исключается. Очень важна культура просмотра. Ведь мультфильм – это художественное произведение, которое целесообразно показывать в определённом возрасте, и родители должны понимать, зачем они знакомят с ним ребенка. И зачем показывать мультфильм, который никакого морально-этического, познавательного смысла в себе не несёт?

Задав родителям вопрос, «Какие мультфильмы или фильмы смотрят ваши дети». Оказалось:

1. 86 % детей 3-4 лет смотрят мультфильмы или фильмы :

«Маша и медведь» - 50% детей,

«Лунтик» - 28% детей

«Ну-погоди» - 21 % детей

«Иван-царевич и серый волк», м\ф на дисках, «Фиксики»,«Губка Боб»,»Смешарики»,советские м\ф– 14%

«Барбоскины», «Озорная семейка», «Человек-Паук», «Железный человек», «Сам-сам», «Алиса в стране чудес», «Храброе сердце», ГМО, букашки, «Даша-следопыт», Про динозавров, «Кот Леопольд», «Лис и пес», «Том и Джери», про богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) - 7 %.

2. 92 % детей 4- 5 лет смотрят мультфильмы или фильмы :

«Маша и медведь» 30%,

«Фиксики» - 26%,

«Винкс», «Лунтик», ,«Ну-погоди» -13 %

«Свинка Пеппа»,«Барбоскины»,«Губка Боб»,«Смешарики», «Мадагаскар», - 9 %;

«Иван-царевич и серый волк», «Чебурашка Гена», мультфильмы Диснея, «Трое из Простоквашино», «Гуси-Лебеди»,«Золотая Антилопа»,«Русалочка»,«Гадкий Я»,Трансформеры,«Красная шапочка», «Озорная семейка», «Железный человек», «Зули-Зули», Три богатыря, «Щенячий Патруль», «Паровозик Томас», «Наша Даша», Алеша Попович - 4 %

3. 70 % детей 5-7 лет смотрят мультфильмы или фильмы :

• «Ледниковый период, «Черепашки Ниндзя» - 20%;

«Маша и медведь»,«Винкс», Пони Вили, Князь Владимир, «Жил-был пёс», «Мои маленькие Пони», Лего, «Тачки», «Барбоскины», «Любовь и голуби», «Свадьба в Малиновке», «Маша», «Спанч Боб», «Три богатыря, «Том и Джери» - 10 %.

Сегодня именно мультфильм — один из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. И то, какие фильмы он смотрит, на всю жизнь определяет его нравственные и культурные ориентиры

Наш анализ показывает, что очень маленькая доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества (про богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Согласно исследованиям психологов из Института современного детства, подавляющее большинство современных мультфильмов не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира. Во многих современных мультфильмах наблюдается, как скрытая, так и явная пропаганда жестокости, агрессии и насилия. У детей формируется негативное восприятие ребёнком мира и закладывается неправильное отношение ребёнка к окружающим. Иногда родители задаются вопросом «откуда в их ребёнке могла появиться ложь, агрессивность, злобность и лень?» Ответ родителям нужно искать в том, что их дети смотрели и смотрят.

Слишком длительный просмотр негативно влияет на психику и эмоциональное восприятие ребенка. Из-за «побочных эффектов» такого смотрения, можно выделить: перевозбуждение, агрессию, утомление. Нарушение зрения, внимания, дефицит движения, нарушение обмена веществ.

Во времена Советского союза, когда всё, что мы видели на экранах, проходило строгую цензуру и критику. За содержание советских мультиков родителям можно было абсолютно не волноваться, поэтому лучше детям смотреть советские мультики.

Но с помощью мультфильма можно попытаться подобрать ключик к своему ребёнку и найти к нему психологический подход. Правильный мультфильм может мягко и незаметно подтолкнуть ребёнка к процессу саморазвития, устранения своих детских первых недостатков, большей самостоятельности, искреннему трудолюбию. Ну, а если попросить своего ребёнка пересказать увиденный мультфильм, то это также будет небольшой урок и тренировка связной разговорной речи и памяти, у ребёнка увеличиться словарный багаж, он будет ему учиться чётко и осмысленно выражать свои детские мысли и чувства. А если вы попросите ребёнка попытаться продолжить сюжет мультфильма - это будет ненавязчивый урок логического мышления и фантазии.

Как и книги, свои мультфильмы есть для каждого возраста.

В 3 года деткам в основном читают сказки о животных – «Три медведя», «Теремок», «Курочка Ряба», соответственно, и мультфильмы малыш смотрит на эти же сюжеты. Для этого возраста хороши мультфильмы по произведениям Чуковского, Сутеева. Ребенок в этом возрасте только начинает познавать окружающий мир, поэтому лучше для него смотреть мультфильмы с развернутыми описаниями природы, а не внутреннего мира, ребенок этого возраста лучше понимает образы одушевленных животных, чем сверстников или взрослых.

В 4 года ребенок уже начинает понимать, что такое отношения и чувства – любовь, дружба, помощь в беде, борьба добра со злом. Можно продолжать смотреть мультфильмы по мотивам русских народных сказок, добавив к ним классику про Винни-Пуха, Кота Леопольда, Чебурашку, Маугли, сказки Андерсена (например, «Дюймовочка»).

В 5 лет малыш готов смотреть полнометражные мультфильмы – «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек», «Белоснежка и семь гномов», «Бемби», «Король Лев». Это, как правило, мультфильмы со сложным сюжетом и глубоким смыслом.

Конечно, и двухлетний малыш с удовольствием посмотрит и «Колобка», и, например, «Двенадцать месяцев», но понять сможет только сюжет «Колобка», а остальное, скорее всего, пройдет мимо. Учитывая, что время пребывания перед голубым экраном обычно довольно ограничено, лучше использовать его на то, чтобы малыш смотрел соответствующие своему возрасту мультфильмы, проживал вместе с их героями все повороты сюжета, запоминал новые слова и песенки. Кроме того, что мультфильмы обогащают словарный запас ребенка, с их помощью развивается детская фантазия, воображение.

Какой в них смысл?

И, правда, зачем же нужны мультфильмы в жизни ребенка? За что же они их так любят? Психологи утверждают, что причин такой любви несколько.

Во-первых, герои сказок и мультиков разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро и надежно донести до ребенка информацию, как это делают мультфильмы.

Во-вторых, дети просто обожают все яркое и красочное, и мультики удовлетворяют эту их потребность сполна.

В-третьих, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это своего рода приключение, интересное путешествие, а не просто времяпрепровождение.

Мультфильмы рождают в голове малышей образы, оставляют в душе место для фантазий и домыслов. И очень сильно действуют на подсознание малышей. Так что помните, что включив мультфильм малышу, вы тем самым, несете ответственность за то, чем пропитается его подсознание, какие образы поселятся в его голове.

Мультфильм – это информация. Будьте осторожны с тем, что вы предлагаете для усвоения ребенку, чем будет наполнена его картина мира: поучительными историями со скрытой моралью или бессмысленными конфликтами и жестокостью.

Мультфильмы всегда оставляют свой след в мировоззрении и эмоциях малыша. Если просмотр вызывает улыбку и смех – значит, его переполняют положительные эмоции и впечатления, а если он сидит, вжавшись в кресло, с перепуганным личиком – бейте тревогу.

Будет лучше, если мультфильмы ребенок будет смотреть вместе с взрослыми. После просмотра родитель сможет лучше понять внутренний мир ребенка, который в раннем возрасте на очень большую часть состоит из информации, почерпнутой именно из мультфильмов.

Значение мультфильмов :

1) Становление этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2) Сопереживание герою

3) Расширение у ребенка представления о мире, обогащение опыта.

4) Герой как образец для идентификации, или подражания.

5) Сюжет для игр.

Сколько нужно для счастья?

При всем положительном эффекте мультфильмов их просмотр не должен становиться основным видом деятельности ребенка. Родители должны регулировать не только качество, но и объем видеоинформации, которую получает ребенок. Для этого разработаны специальные нормы, в том числе нормативы просмотра телевидения и мультфильмов по требованиям Всемирной организации здоровья:

До 3х лет не рекомендуется допускать детей к просмотру любой видеопродукции. «Оптимальный возраст для того, что бы познакомить ребёнка с видеопродукцией – 3 года. Раньше делать это – опасно» - Е. О. Смирнова (доктор психологических наук, профессор кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" МГППУ)

- Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день.

- Младшие школьники (от 7 до 10 лет) – 30-50 минут в день.

- Старшие школьники (от 10 до 18 лет) – от 1 часа до 3 часов в день.

Внутренний мир ребенка еще только складывается, и роль в его формировании играет все, что он получает от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Это не только времяпрепровождение, но и средство воспитания. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к подобному времяпровождению и в дальнейшем, возможно, все свободное время будут посвящать телевизору. Мультфильмы заменяют детям книги, общение со сверстниками и родителями, прогулки, подвижные игры.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что мультфильмы детям смотреть можно и нужно, но вопрос «какие?». Есть много прекрасных развивающих и воспитывающих мультфильмов и фильмов для детей, а есть, наоборот, вредящие.

Мы можем выделить маркеры для родителей, по которым можно определить, что этот мультфильм детям смотреть не следует:

1) Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.

2) Герои мультфильма нереалистичны и демонстрируют физическую неуязвимость.

3) Герои мультфильмов не занимаются никакой созидательной и полезной деятельностью.

4) В содержании не заложен морально-нравственный аспект

Если вы заметили один или несколько признаков в мультфильме, то лучше не показывать его своему ребенку.

Психологи разработали свои критерии оценки мультфильмов для детей :

1. Произведение должно нести нравственные и моральные принципы. В этом критерии важны правильно поставленные приоритеты.

2. Эстетические. Произведение должно прививать вкус к прекрасному.

3. Содержательный аспект. Образ героя должен соответствовать детскому возрасту, либо включать в себя черты ребёнка - необходимое условие для идентификации (отождествления) себя с героем. Понятность характера, поведения, речи. Сам сюжет должен состоять из завязки, кульминации и развязки. Взаимодействие между героями должно быть развёрнутым и полным. Обязательно должно быть ключевое переживание – что несет после себя мультфильм (сочувствие, грусть, радость и т. д.)

Следует помнить, что нельзя усаживать ребенка перед телевизором в раннем возрасте до трех лет, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть, слышать. Поэтому при включении телевизора они погружаются в просмотр мультфильмов и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться.

Мультипликационные фильмы оказывают влияние на развитие детей. С одной стороны, это яркая, зрелищная, образная, простая, ненавязчивая, доступная детям форма искусства. А с другой, они формируют первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать ребенка. Повышать его осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской «фабрики грёз» не безвредна. Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Однако, мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается. Родители обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с взрослыми и сверстниками.

Литература.

1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. - 1993. № 3. - С. 51-53.

2. Белавина И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. - 1991. № 3. - С. 69-73.

3. Венгер Л. А., Венгер А. А. Готов ли ваш ребенок к школе? //М. “Знание”.- 1994 г. - С. 74 - 88

4. Горвиц Ю. М. Зачем малышам компьютер. // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1

5. Грамолин В. В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. - 1994. № 4. - С. 63-65.

6. Платова. А. В. Дети, Сеть и родители. //Мир компьютеров. - № 3. – 2004

7. https://vashechudo.ru/yenciklopedija-mamy-i-malysha

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley

9. https://mama.ua/16375-zavisimost-rebenka-ot-multikov-chto-predprinyat-/

10.https://wd-x.ru/baby_and_pc-games/

Публикации по теме:

Консультация «Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника» Программное обеспечение: 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой.

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад муниципального образования Усть-Лабинский район МБДОУ №26.

Родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Уважаемые родители, тема моего мастер-класса "Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника".Давайте вместе с вами определим.

Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры» «Истинное воспитание состоит не только в правилах, сколько в упражнениях» Ж. Руссо Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша.

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в.

Сценарий родительского собрания «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Оказание помощи.

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родители изобразили гербы своих семей. Вот как дети нарисовали свои семьи. Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений.

Статья для учителей-логопедов «Значение сенсомоторного развития в формировании межполушарных связей у детей с ТНР» Прекрасен и разнообразен окружающий мир. Для детей он таит множество открытий. Для ребёнка с тяжёлым нарушением речи самостоятельное познание.

Статья «Значении художественной литературы в формировании личности ребенка» Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль мультфильмов в формировании информационной культуры дошкольника
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 14:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД