Экологическое образование дошкольников

Наталья Петухова
Экологическое образование дошкольников

…Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой,

здесь, в природе, вечный детского разума, источник.

В. Сухомлинский

Ценность дошкольного детства в том что, первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, которые находятся рядом, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому образованию в нашем детском саду № 30 Невского района используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физического развития, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа педагогов с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога с коллегами, педагога и родителя, педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопрос, выдвинуть свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Большое значение мы придаем работе с родителями и стараемся привлечь их к нашей повседневной жизни.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель или иной педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Вопросами экологического образования дошкольников и формирование здорового образа жизни, занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического образования сложен и неоднозначен в толковании.

Исходя из того, что экологическое образование включает в себя краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу изучая экологическую обстановку родного края. Целесообразно остановиться на таких темах как: "Моя малая Родина", "Полезные ископаемые", "Родники", "Реки и озера", "Почвы", "Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов", и др.

На протяжении многих лет работы, мы уделяем особое внимание бережному отношению к природе и здоровому образу жизни детей и их родителей.

Анализ опыта работы позволяет выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них - радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям. Интерес, в свою очередь, находит отражение в детском творчестве. Бережное и заботливое отношение к растениям у дошкольников проявляется и в заботе при оформлении участка детского сада: в систематическом и посильном труде детей, направленном на выращивание растений, уходе за ними. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, запретами и ограничениями. Основное из них - не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, а значит, и оберегать его жизнь, не нарушать условия его существования, по возможности оказывать помощь попавшим в беду живых организмам.

О достаточном уровне сформированности бережного отношения к природе свидетельствует устойчивость указанных проявлений, которая нарастает у детей с возрастом, а у старших дошкольников становиться нормой поведения. Важным показателем этого является степень активности и самостоятельности детей в труде по уходу за домашними животными и растениями уголка природы, участка детского сада и ближайшего природного окружения, постоянная готовность принять участие в нём. При этом основным мотивом труда должно быть желание позаботиться, оказать помощь. Проявление инициативы в такой заботе может служить показателей самостоятельной деятельности детей и их активности. Как показывают результаты специального организованных наблюдений за детьми, старшие дошкольники обнаруживают разную степень сформированности бережного и заботливого отношения к природе. Часто это отношение носит правильный характер: дети стремятся не наносить вреда, ущерба растениям, проявляют необходимую заботу о них. У некоторых детей любовь и бережное отношение распространяется на ограниченное количество объектов - на домашних животных, на растения только ближайшего природного окружения (уголка природы, участка детского сада). Некоторые дети, которые бережно относятся к животным, не распространяют своё внимание на растения. Встречаются случаи непродуманного вмешательства в жизнь животных, прежде всего насекомых. Причины негативных поступков детей самые разнообразные. Основными среди них являются: негативное отношение родителей, недостаток знаний о живом, неумение видеть положительное отношение взрослых, недостаточная наблюдательность.

Поразмышляв, я выделила несколько необходимых знаний о живом организме, которые нужно дать дошкольнику:

Представление о том, что к области живого относиться как животные, так и растения, и умение видеть в них указанные признаки живого организма: способность к питанию, дыханию, росту, движению, развитию и размножению.

Дети должны иметь знания о том, что каждый живой организм обладает системой потребностей. Он нуждается в воздухе, свете оптимальной температуре, наличии пищи и пространства обитания.

Необходимы знания о характере питания, своеобразии морфологии растений и животных, способах удовлетворения потребностей в нём живыми организмами.

Знание о том, что растения и животные могут удовлетворять свои потребности, жить, только тогда, когда не повреждены их основные органы: корни, листья, ветви, ствол, стебель у растений, тело, органы передвижения и органы чувств у животных.

Важно сформировать элементарные знания о последовательности стадий развития, характере происходящих изменений в растениях и животных: увеличение их общего размера и размеров отдельных частей, появление новых органов и так далее.

Всё это стало возможным в условии непрерывного общения детьми с природой, близость к ней. Общение с природой стало потребностью детей, истоком радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Следующая задача, которая стояла и стоит передо мной, это на основе эмоционального эстетического восприятия, направить детей к познанию окружающей природы, сформировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Для успешного решения этой задачи следует помнить несколько правил:

Действительная любовь, настоящая забота о природе возникают у ребёнка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Поэтому нужно уделять большое внимание экологическому образованию самих воспитателей.

Большую работу нужно проводить с родителями В беседах с ними нужно учить их обращать внимание детей на красоту окружающего мира, на бережное отношение к ней.

Постижение природы детьми начинается с самого простого - прогулки по своему участку. Цели прогулок и экскурсий общие - расширять знание детей о растительном и животном мире, углублять чувство радости от общения с природой, прививать навыки бережного отношения к ней.

Первые уроки мышления должны быть среди природы. Необходимо помочь ребёнку самому добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнёт его на дальнейшие наблюдение наблюдения. Этому помогали опыты.

Непосредственное природное окружение - уголок природы - позволяет организовать систематические наблюдения за растениями, к сожалению животных, в уголке сейчас нет. Выращивание цветов, забота о домашних животных, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия для выработки у детей навыков заботливого отношения ко всему живому, условия, при которых формируются отчётливые представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, о природоохранительной деятельности человека.

В экологическом воспитании дошкольников помогает изготовление альбомов совместно с детьми, таких как: "Птицы нашего края", "Времена год", "Цветы", "Деревья и кустарники", "Пей, да воду не лей" и т. д.

Очень эффективно использование в экологическом воспитании игровые приёмы с природным материалом, ручной труд из природного материала. Подбор и подготовка природного материала, правильное хранение его, бережное отношение к нему закладывает основы правильного природопользования. Возникшие от встречи с природой чувства могут найти отражение в рисунках детей, в их творческих рассказах. Художественное слово о природе должно звучать ежедневно, оно помогает более точно отразить впечатление от встреч с прекрасным.

В детях живёт огонёк жажды знаний, они чутки к природе, её красоте и гармонии. Очень важно, чтобы мы, педагоги разожгли этот огонёк, научили понимать и любить природу во всей её красе и неповторимости.

Подводя итог, хочется сделать отметить, что важнейшая задача дошкольных учреждений в аспекте экологической проблемы в настоящий момент установить тесный контакт с природой, стать часть её, привлечь ребят и конечно, на сколько это возможно, их родителей.

Публикации по теме:

«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности Из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста на основе опытно -эксперементальной деятельности. мир окружающий ребенка.

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 09:27
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...