Экологическое образование дошкольников

Наталья Петухова
Экологическое образование дошкольников

…Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой,

здесь, в природе, вечный детского разума, источник.

В. Сухомлинский

Ценность дошкольного детства в том что, первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, которые находятся рядом, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому образованию в нашем детском саду № 30 Невского района используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физического развития, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа педагогов с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога с коллегами, педагога и родителя, педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопрос, выдвинуть свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Большое значение мы придаем работе с родителями и стараемся привлечь их к нашей повседневной жизни.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель или иной педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Вопросами экологического образования дошкольников и формирование здорового образа жизни, занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического образования сложен и неоднозначен в толковании.

Исходя из того, что экологическое образование включает в себя краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу изучая экологическую обстановку родного края. Целесообразно остановиться на таких темах как: "Моя малая Родина", "Полезные ископаемые", "Родники", "Реки и озера", "Почвы", "Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов", и др.

На протяжении многих лет работы, мы уделяем особое внимание бережному отношению к природе и здоровому образу жизни детей и их родителей.

Анализ опыта работы позволяет выделить характерные для детей проявления любви и бережного отношения к природе. Наиболее яркие из них - радость и удовольствие от общения с природой, устойчивое желание к такому общению, которое дополняется живым, непосредственным познавательным интересом дошкольников к животным, растениям, к самым разнообразным природным явлениям. Интерес, в свою очередь, находит отражение в детском творчестве. Бережное и заботливое отношение к растениям у дошкольников проявляется и в заботе при оформлении участка детского сада: в систематическом и посильном труде детей, направленном на выращивание растений, уходе за ними. Детям по силам овладение правилами общения с объектами природы, запретами и ограничениями. Основное из них - не причинять вреда живому: не нарушать его целостности, а значит, и оберегать его жизнь, не нарушать условия его существования, по возможности оказывать помощь попавшим в беду живых организмам.

О достаточном уровне сформированности бережного отношения к природе свидетельствует устойчивость указанных проявлений, которая нарастает у детей с возрастом, а у старших дошкольников становиться нормой поведения. Важным показателем этого является степень активности и самостоятельности детей в труде по уходу за домашними животными и растениями уголка природы, участка детского сада и ближайшего природного окружения, постоянная готовность принять участие в нём. При этом основным мотивом труда должно быть желание позаботиться, оказать помощь. Проявление инициативы в такой заботе может служить показателей самостоятельной деятельности детей и их активности. Как показывают результаты специального организованных наблюдений за детьми, старшие дошкольники обнаруживают разную степень сформированности бережного и заботливого отношения к природе. Часто это отношение носит правильный характер: дети стремятся не наносить вреда, ущерба растениям, проявляют необходимую заботу о них. У некоторых детей любовь и бережное отношение распространяется на ограниченное количество объектов - на домашних животных, на растения только ближайшего природного окружения (уголка природы, участка детского сада). Некоторые дети, которые бережно относятся к животным, не распространяют своё внимание на растения. Встречаются случаи непродуманного вмешательства в жизнь животных, прежде всего насекомых. Причины негативных поступков детей самые разнообразные. Основными среди них являются: негативное отношение родителей, недостаток знаний о живом, неумение видеть положительное отношение взрослых, недостаточная наблюдательность.

Поразмышляв, я выделила несколько необходимых знаний о живом организме, которые нужно дать дошкольнику:

Представление о том, что к области живого относиться как животные, так и растения, и умение видеть в них указанные признаки живого организма: способность к питанию, дыханию, росту, движению, развитию и размножению.

Дети должны иметь знания о том, что каждый живой организм обладает системой потребностей. Он нуждается в воздухе, свете оптимальной температуре, наличии пищи и пространства обитания.

Необходимы знания о характере питания, своеобразии морфологии растений и животных, способах удовлетворения потребностей в нём живыми организмами.

Знание о том, что растения и животные могут удовлетворять свои потребности, жить, только тогда, когда не повреждены их основные органы: корни, листья, ветви, ствол, стебель у растений, тело, органы передвижения и органы чувств у животных.

Важно сформировать элементарные знания о последовательности стадий развития, характере происходящих изменений в растениях и животных: увеличение их общего размера и размеров отдельных частей, появление новых органов и так далее.

Всё это стало возможным в условии непрерывного общения детьми с природой, близость к ней. Общение с природой стало потребностью детей, истоком радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Следующая задача, которая стояла и стоит передо мной, это на основе эмоционального эстетического восприятия, направить детей к познанию окружающей природы, сформировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Для успешного решения этой задачи следует помнить несколько правил:

Действительная любовь, настоящая забота о природе возникают у ребёнка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Поэтому нужно уделять большое внимание экологическому образованию самих воспитателей.

Большую работу нужно проводить с родителями В беседах с ними нужно учить их обращать внимание детей на красоту окружающего мира, на бережное отношение к ней.

Постижение природы детьми начинается с самого простого - прогулки по своему участку. Цели прогулок и экскурсий общие - расширять знание детей о растительном и животном мире, углублять чувство радости от общения с природой, прививать навыки бережного отношения к ней.

Первые уроки мышления должны быть среди природы. Необходимо помочь ребёнку самому добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнёт его на дальнейшие наблюдение наблюдения. Этому помогали опыты.

Непосредственное природное окружение - уголок природы - позволяет организовать систематические наблюдения за растениями, к сожалению животных, в уголке сейчас нет. Выращивание цветов, забота о домашних животных, подкормка птиц в зимнее время - это необходимые условия для выработки у детей навыков заботливого отношения ко всему живому, условия, при которых формируются отчётливые представления о взаимосвязи растений и животных с внешней средой, о природоохранительной деятельности человека.

В экологическом воспитании дошкольников помогает изготовление альбомов совместно с детьми, таких как: "Птицы нашего края", "Времена год", "Цветы", "Деревья и кустарники", "Пей, да воду не лей" и т. д.

Очень эффективно использование в экологическом воспитании игровые приёмы с природным материалом, ручной труд из природного материала. Подбор и подготовка природного материала, правильное хранение его, бережное отношение к нему закладывает основы правильного природопользования. Возникшие от встречи с природой чувства могут найти отражение в рисунках детей, в их творческих рассказах. Художественное слово о природе должно звучать ежедневно, оно помогает более точно отразить впечатление от встреч с прекрасным.

В детях живёт огонёк жажды знаний, они чутки к природе, её красоте и гармонии. Очень важно, чтобы мы, педагоги разожгли этот огонёк, научили понимать и любить природу во всей её красе и неповторимости.

Подводя итог, хочется сделать отметить, что важнейшая задача дошкольных учреждений в аспекте экологической проблемы в настоящий момент установить тесный контакт с природой, стать часть её, привлечь ребят и конечно, на сколько это возможно, их родителей.

Публикации по теме:

«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности«По камешкам, по песочку к цветочку». Экологическое воспитание дошкольников на основе опытно-эксперементальной деятельности Из опыта работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста на основе опытно -эксперементальной деятельности. мир окружающий ребенка.

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 09:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...
Мастер-класс по изготовлению Ловца снов.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим увлечением и рассказать, как можно сплести ловец снов. Ловец снов –...