Здоровье как аспект воспитания ребёнка

нелли смирнова
Здоровье как аспект воспитания ребёнка

Количество программ по воспитанию, развитию и образованию ребёнка в современном мире постоянно растет, меняется, расширяется.

В связи со стремительным ростом темпа и ритмом жизни и, одновременно, глобальным ухудшением экологической обстановки назрела необходимость в приоритетном направлении на воспитание именно здорового ребёнка. С моей точки зрения – это необходимый подход. Как известно, физическое и психическое состояние человека тесно взаимосвязаны и, воздействуя на одно из них, можно изменить другое. Каким образом через физическое состояние воздействовать на психику? Я хочу рассмотреть один из аспектов этой обширной темы. Клинические исследования подтвердили, что все наши внутренние органы управляются через нервные каналы, отходящие от заключённого в позвоночнике спинного мозга. Если позвоночник не в порядке, защемление нервных стволов затрудняет функционирование тех или иных органов и систем.

У здорового человека существует базовый принцип иерархии мышц: самыми сильными должны быть мышцы верхней части спины и шеи, а каждые последующие от позвоночника по нисходящей - слабее предыдущих. Так заложено природой. Там, где этот принцип нарушается, возникает патология. Базой всего опорно-двигательного аппарата является стопа. Она задаёт программу работы позвоночника. Структура и форма стопы полностью проецирует на себе структуру и форму позвоночника. Так как организм – это единая целостная система, любая деформация стопы неизбежно провоцирует ту или иную деформацию какой-либо части позвоночника, что, в свою очередь, неизбежно приводит к нарушению не только частей опорно-двигательного аппарата, но и всех внутренних органов и систем. Попытки устранить какие-либо нарушения в работе организма, не устраняя деформации стопы, обречены на неудачу. Вот почему так важно с самого раннего возраста создать условия для правильного формирования стопы, развития тех мышц и связок, которые образуют её свод. Огромное значение имеет окружающая среда. Жизнь в таких условиях, где чистый воздух, вода, здоровая пища, где можно походить босиком по земле, траве или по мелкой гальке, морскому песку (то есть по неровной поверхности, даёт возможность закладывания с детства больших жизненных сил, мощного иммунитета, крепкого здоровья. А вот в жёстких, агрессивных условиях городской среды достичь этого чрезвычайно трудно.

Скорость обмена веществ у ребёнка и, соответственно, все изменения в организме, как полезные, так и вредные, происходят значительно быстрее, чем у взрослых. Первое, на что нужно обратить внимание, - это правильная обработка ногтей и на руках, и на ногах. Их нужно не подстригать, а подпиливать. Пилочки и напильники являются хорошей заменой естественного абразива: ходьбы по песку и камням: стачиваются только выделяющиеся наружу участки ногтей. Ножницы можно применить только в случае, если ногти уже слишком отросли, затем всё равно их необходимо обработать пилочкой. Ножницами невозможно почувствовать те участки ногтя, которые нужно удалить. Во время обработки ногтей ножницами или щипцами происходит их повреждение (как при переломе ногтя, возникает микротравма, которая провоцирует мышечный спазм и, соответственно, патологические изменения различных участков позвоночника.

Маленьким детям можно легко подпилить ногти во время сна.

Основной принцип подпиливания:

Нужно провести ладонью по передней части ногтей сверху вниз и сточить исключительно выделяющиеся участки ногтей, царапающие кожу ладони. Идеальная форма ногтя должна напоминать куриное яйцо (носиком вверх). После нескольких обработок ногтей пилками очень быстро меняется управление пальцами, а также их внешний вид.

Как только ребёнок начал ходить, нужно давать ему возможность падать, это полезно для правильного формирования костей черепа.

Необходимо правильно выбрать обувь. Обувь бывает либо травмирующей ногу (слишком свободная обувь, шлёпанцы, мягкие тапки, либо способствующей восстановлению стопы. Правильная обувь должна быть как раз по размеру, ни больше, ни меньше. Подошва должна быть плоской, достаточно гибкой, чтобы не мешать при ходьбе. Пятка и носок обязательно должны быть закрыты. Высота задника должна быть не выше трёх пальцев ребёнка.

Ходьба является самым главным видом движения, так как при ходьбе участвуют все мышцы тела (для взрослого человека норма – 10 км в день). Цепочка правильного движения начинается с толчка пальцами ступни; одновременно включается голень, бёдра, ягодицы, поясница, грудной отдел, шея. Но правильная ходьба возможна только при правильной фиксации ступни в обуви. При равномерной нагрузке все пальцы (кроме большого) должны чувствовать упор внутри обуви. Для этого достаточно подложить в мыс обуви вату, добавляя её по мере спрессовывания. Если ваты в мыске стало очень много или она стала «наползать» на пальцы сверху, стоит купить обувь размером поменьше, либо положить дополнительную стельку в обувь, что уменьшает её размер.

Если размер ноги уменьшается, это хороший признак того, что мышцы начали правильно работать и формировать здоровую ступню.

При ходьбе в шлёпанцах не происходит толчка пальцами, более того, начинается их деформация: вместо того, чтобы слегка загибаться вниз, они начинают «задираться» наверх; появляется неестественная нагрузка на голеностопный сустав, при этом низ поясничного отдела в работу не включается, а верхняя его часть спазмируется, блокируется шея и т. д. Каблук на подошве (или открытый задник) не даёт достаточного толчка пятке; опять включается неправильная цепочка, происходит деформация стопы, голени (которая должна поднимать ступню) и т. д.

Если задник обуви выше допустимой нормы, резко понижается рабочая амплитуда стопы при ходьбе из-за чрезмерной фиксации голеностопного сустава, провоцируя его дистрофически-дегенеративные изменения. Слишком свободная обувь препятствует естественной амортизационной функции стопы (просвет под сводом стопы должен быть не менее 5-7 мм). Если деформация стопы уже произошла, достаточно применить те меры, о которых уже говорилось. Давно известно, что развивается то, что тренируется. Если какое-то место слабое, нужно дать ему нагрузку, а это легко сделать с помощью выше описанных методов.

В последнее время распространился миф о пользе ношения ортопедических стелек.

Они действительно могут исправить искривлённую форму ног, но не делают их здоровее, так как, полностью повторяя рельеф стопы, лишают мышцы какой-либо нагрузки, рабочей амплитуды, беря эти функции на себя. В результате двигательные стереотипы, связанные с правильной работой ступни, у ребёнка не вырабатываются, появляется неправильная походка. Ношение ортопедических стелек не только консервируют любые патологические изменения в ступне (например, любого вида плоскостопия, но и является мощным ускорителем патологических изменений во всём организме, не только физических, но и психических. Из-за недостатка двигательной функции, организм, пытаясь восстановиться, побуждает ребёнка больше двигаться, но такое движение не может принести пользы. Ребёнок становится гиперактивным, нервозным, плаксивым, ухудшается качество сна, поведение. При неправильной работе ступни правильное формирование всего организма – невозможно!

Недопустимо ношение обуви, бывшей в употреблении, так как при этом неизбежно будут передаваться и жёстко провоцироваться любого рода деформация, имеющаяся у предыдущего хозяина.

При неукоснительном соблюдении правил выбора и ношения обуви ребёнок за короткое время меняется не только физически, но и психически: ребёнок становится более уравновешенным, спокойным, улучшается настроение, качество отдыха. Таким образом, очень часто такие проблемы, как гиперактивность, неуправляемость, истеричность, заторможенность, отставание в развитии речи, памяти, интеллекта и т. д. можно решить, воздействуя на соответствующие отделы позвоночника.

В значительной степени усилить и закрепить эффект от ношения правильной обуви поможет комплекс, состоящий из контрастных ванн для кистей (до запястья) и ступней (по щиколотку) и оздоровительной ходьбы.

Для ванн нужно приготовить две ёмкости: с холодной водой и горячей (настолько, чтобы её мог выдержать локоть). Затем нужно опустить кисти, сначала - в холодную воду, досчитать до 3-х, затем в горячую, досчитать до 6; это – один подход. Всего нужно сделать 6 подходов. Шестой подход – неполный. Его нужно заканчивать погружением в ту воду, с которой оно начиналось. Контрастные ванны для ступней нужно делать сидя. Ступни нужно опустить в холодную воду, досчитать до 5. затем в горячую, досчитать до 10.

Если температура воздуха на улице выше +20, счёт в горячей воде снижается в 2 раза (для рук: 3 - в холодной, 3 – в горячей: для ног: 5 – в холодной, 5 – в горячей).

Такие контрастные ванны являются также самым быстрым и действенным способом закаливания.

(Для взрослых весь счет увеличивается в 2 раза).

Контрастные ванны бывают двух видов: активизирующие (начинаются и заканчиваются холодной водой) и расслабляющие (начинаются и заканчиваются горячей водой).

Перед оздоровительной ходьбой необходимо сделать активизирующие контрастные ванны. Продолжительность ходьбы – 10 минут. Режим ходьбы – предельно быстрый (бежать и подпрыгивать – нельзя). Руки при ходьбе должны быть свободны, как при обычной ходьбе (не нужно сгибать их в локтях специально). Излишняя фиксация и контроль только мешают организму, эффективность ходьбы при этом снижается.

По возвращении с ходьбы обязателен непродолжительный отдых (7 -10 мин.) на ровной поверхности с валиками под шеей, поясницей, коленями.

Если погодные условия не позволяют, быструю ходьбу можно заменить ходьбой по ступеням лестницы наверх (вниз нужно спускаться на лифте, максимально выпрямляя колени и ставя всю ступню на ступеньку.

Оздоровительная ходьба очень эффективно снимает нервное напряжение и усталость.

Буквально через несколько дней поведение ребёнка улучшается, он становится более спокойным, усидчивым, быстрее запоминает и усваивает новый материал, что говорит об улучшении его самочувствия.

Расслабляющие контрастные ванны непосредственно перед сном способствуют улучшению качества сна, отдых и восстановление сил становятся более качественными.

Качество сна также во многом зависит и от выбора подушки. Она должна начинаться с валика под шеей. (Подушка должна быть не плотно набитой, чтобы размер валика можно было менять). Когда ребёнок лежит на подушке, голова не должна отклоняться от корпуса более, чем на 10 – max 15 градусов. Нарушение этого правила ведёт к нарушению кровообращения, формированию неправильного прикуса, патологии слуха и зрения.

Если соблюдать все перечисленные элементы, восстановление здоровья происходит очень быстро, а дальше - дело за правильным воспитанием.

P.S. В статье использованы материалы украинского массажиста – реабилитолога А. А. Науменко и в течение многих лет успешно используются автором на практике.

Публикации по теме:

Анкета для родителей АнкетаУважаемые родители!Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка,.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Здоровье как аспект воспитания ребёнка
Опубликовано: 12 октября 2013 в 19:59
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...