«Уроки нравственности начинаются в семье» Статья

Лилия Вереникина
«Уроки нравственности начинаются в семье» Статья

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НАЧИНАЮТСЯ В СЕМЬЕ».

Семья – это слово родное!

Сколько там света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «. только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остаётся неразвитым на всю жизнь.»

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каким он есть. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности и справедливости.

Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Отец и мать – это не просто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за того, кого родили, перед самим собой, перед обществом, в котором их дети будут жить. Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Потому что в семье формируются главные нравственные устои человека. А что такое нравственность? Нравственность – это справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью. Ведь какими бы не были прекрасными наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей является мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости, мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить никто. Так считал Сухомлинский.

Давно известно: «Яблоко от яблони недалеко упадёт». Что видит ребёнок в семье, то он и всасывает в себя как «губка».

Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то

мы должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Откройте двери в своё детство, вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви. Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребёнка. Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.

Я думаю, что многим родителям нужно знать, а может кому-то и вспомнить заповеди родителей.

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребёнок твой: он Божий.

3. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?

4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше чем тебе твоя…

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего - то сделать для своего ребёнка, мучь-если можешь и не делаешь.

8. Помни-для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего малыша любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок-это праздник, который пока с тобой.

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Целью этой деятельности является повышение уровня педагогической культуры родителей. Одна из функций просвещения - информационная. Информация передаётся при непосредственном общении с родителями беседы, родительские собрания, консультации, выставки рисунков, поделок, «Встречи в гостиной», «За чашкой чая», концерты для родителей, проектная деятельность.

Наш детский сад является опорным по нравственно – патриотическому воспитанию и вся моя работа пронизана воспитанием нравственных чувств у детей. Я использую разные формы работы с детьми и родителями, веду кружок «Сударушка», где учу детей исполнять народные танцы, песни и обучаю игре на народных инструментах и деревянных ложках. В настоящее время, я работаю над проектом «Я и моя семья».

Проектирование помогает работать вместе в «команде» педагоги, родители и дети. Проектирование меняет роль специалистов, развивает партнёрские отношения с семьёй. Родители становятся активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. Для презентации проекта я объединила усилия педагогов и родителей и провела кокурсно – игровую программу «Я и моя семья». У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели. Цель проекта – систематизировать, имеющиеся знания детей о семье, развивать творческий потенциал детей и родителей. Каждый ребёнок очень гордился своим участием с родителями в этой программе. Родители готовили домашнее задание, которое держали в секрете и вот наступил долгожданный день. Участвовало пять семей. Это семья Треногиных (родители Ксюши Зеленской, Мамаевых, Высотских, Пашковых, Гапутиных-Гринько.

Каждая семья приготовила название, девиз, эмблемы, сценку – рассказ о летнем отдыхе, любимую семейную песню, дети нарисовали рисунок своей семьи и, конечно же, лакомство, сделанное руками любимой мамы.

Звучат фанфары и праздник начался…

За всеми конкурсами пристально следило независимое жюри. Вела программу старший воспитатель Е. В. Иванькова. Весело, с огоньком, она задавала шуточные вопросики для команд, давала разные задания и подбадривала их. Родители со всей честностью старались не подвести своих любимых чад и сами превращались в неугомонных ребят, ведь родители это те же дети, только взрослые. После каждого конкурса были музыкальные паузы – это и песни про любимый детский сад, которые исполнили дети старшей группы, и конечно наши голосистые певуньи Настя Беркутова и Аня Терещенко, а ещё игра на деревянных ложках, наших звонких ложкарей. А у жюри шла серьёзная и ответственная работа по подсчёту баллов. Очень смешно родители ели морковку, быстро старались выпить молоко, не пролив ни одной капельки, а потом, подкрепившись, бежали по маленьким островкам, чтобы не замочить ноги. Для родителей было приготовлено ни одно испытание. Папам и дедушкам нужно было из бумаги сделать самолётик и кинуть как можно дальше, девочкам вырезать цветочек, а мальчикам построить дом из кубиков. И, конечно же, все справились на отлично. Чтобы не скучали наши зрители, с ними была проведена игра «Найди свою пару».

И вот все конкурсы позади и наша программа близится к финалу. Кто же получит главный приз «Семья года»? У жюри тяжёлая работа кого же выбрать? Ведь так все старались от души. Итак, предоставляется слово жюри.

В номинациях «Дружная семья - семья Гапутиных-Гринько,

«Музыкальная семья» - семья Мамаевых,

«Спортивная семья» - семья Треногиных,

«Весёлая семья» - семья Пашковых,

и победителем конкурса стала семья Высотских, родители Насти Беркутовой, они награждаются лентой «Семья года». Все участники получили подарки.

Ирина Викторовна Мамаева сказала, что получила столько позитива, столько положительных эмоций, спасибо за праздник, спасибо, что развиваете и воспитываете наших детей.

Закончилась программа песней В. Шаинского «Настоящий друг» и чаепитием с большим пирогом и мамиными сладостями.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Дети это неотъемлемая часть нашей жизни, её украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они.

Л. Вереникина

музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 7»

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Работа с родителями. Подготовительная к школе группа. 2012–13 год. Работа с родителями. Подготовительная к школе группа. 2012-13 год. № Образовательные области. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1 Здоровье.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
«Уроки нравственности начинаются в семье» Статья
Опубликовано: 17 марта 2013 в 18:27
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...