Обеспечение вариативности ООПДО в рамках части формируемой участниками образовательного процесса. Описание опыта работы

Лариса Комарова
Обеспечение вариативности ООПДО в рамках части формируемой участниками образовательного процесса. Описание опыта работы

Детский сад в село Колесниково является структурным подразделением школы. Одной из годовых задач в нашем саду вот уже второй год подряд является систематизация работы по патриотическому воспитанию посредством знакомства детей с историей России и развития у дошкольников гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

Постановка данной годовой задачи не случайна. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые не имеют четких очертаний.

За последнее время в следствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимы следующие условия: подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.

Таким образом, «С чего начинается Родина?» - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, селу.

Основным блоком второй части основной общеобразовательной программы является раздел «Край родной, навеки милый».

Основная цель: воспитание чувства гордости, любви к родному краю, к его историческому прошлому, развитие познавательных интересов.

Задачи:

Знакомство с историческим прошлым края

Формирование начальных туристических навыков

Развитие умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека, формирование интереса к культуре народов края

Основной блок включает в себя десять основных направлений, объединенных взаимосвязанными темами. Это:

1. Введение в изучение родного края

2. Наш край в прошлом

3. Деревенька моя родная

4. Простейший туризм в окрестностях

5. Заводоуковская земля

6. Из истории города Тюмени

7. Тюмень – город мастеров

8. Тюменский Север

9. Сокровища Сибири

10. Жемчужины Сибири

Работу по данному направлению началась в прошлом учебном году. Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями, местным краеведческим музеем и сельской библиотекой. С детьми проводили фольклорные праздники и развлечения: «Масленица широкая», «Благовещенье», «Иван-Купала», фестиваль русских народных игр, Праздник русской косы, посиделки «Вечерком у пряслица», которые были направлены на введение детей в изучение народного фольклора. Большим открытием для детей стала экскурсия в местный краеведческий музей 9 мая. Рассказ о подвиге Героя Советского Союза Федорова еще долго обсуждался детьми, переносился в ролевые игры. В летний период по селу проводились экскурсии, дети знакомились с важными местами села и интересными людьми. Итогом этих экскурсий стал коллективный альбом, состоящий из рисунков детей и фотографий родителей «Место, где я живу». Дети, вместе с родителями исследовали происхождение своей фамилии, устанавливали родственные связи, что вылилось в большую выставку «Моя родословная», приуроченную ко Дню села. Накопленный педагогами опыт и интерес детей позволил организовать в детском саду кружок «Юный краевед». Включение детей и родителей в образовательную деятельность по изучению родного края происходит за счет совместных проблемных и исследовательских задач, дидактических игр, презентаций, виртуальных экскурсий, туристических и экскурсионных маршрутов.

В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего села. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других. Итогами такой деятельности стали выставки рисунков «Вместе весело живем», «Мама, папа и я», семейных альбомов «Моя семья – мое богатство», коллективной фотовыставки «Село мое родное».

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве села и страны. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

Публикации по теме:

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть.» Образовательная программа должна быть сугубо ИНДИВИДУАЛЬНОЙ для каждого ДОУ. Образовательная программа состоит из 2 частей 1. обязательной.

Танец «А ты меня любишь?» (Видео) Формирование гендерной принадлежности у старших дошкольников посредством танца. Формирование гендерной принадлежности и идентичности у старших дошкольников - одна из задач реализации образовальной области "Социализация".

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Обеспечение вариативности ООПДО в рамках части формируемой участниками образовательного процесса. Описание опыта работы
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 14:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра Мы с ребятами старшей группы из театрального кружка "Весёлый балаганчик" готовимся к Новогоднему...
Советы для родителей «Хорошие манеры»
Когда ребенок начнет понимать вас, начинайте учить его хорошим манерам. Обучение хорошим манерам длится на протяжении периода взросления. Ребенок делает...
«Спасибо за Сказку!». Подарок из Москвы.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Спешу сообщить вам, что деревенька "Зайчиково" успешно добралась до нас. http://www. maam....
Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Есть у наших почемучек любимое дело – экспериментировать и ставить опыты в лаборатории. Экспериментирование, как...
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного...