Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Лия Боева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Я работаю в МБДОУ детском саду №2 «Солнышко». Считаю необходимым привлекать детей к изучению экологии. К экологическому воспитанию подхожу творчески, так как мир природы удивителен и прекрасен. К сожалению, не все способны видеть эту красоту: разнообразие красок неба, листьев, моря, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается с рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера моральных и духовных черт личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств: любви, уважение к труду, чести и собственного достоинства, честности, правдивости, любви к Родине. «Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина» М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живешь.

В дошкольном возрасте формируются свои позиции по отношению к экологии, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении экологических проблем, которые сейчас есть в нашем мире. Впитывая как губка, ребенок получает знания и чувство любви к природе от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научится любить ее как свой дом. Но чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений, загрязняется окружающая среда. Человечеству нужно научится рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Познакомить детей с растениями, животными, научить любить, заботиться и ценить их – дело не из легких. И моя задача, как педагога детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В группе имеются: природоведческая литература, пособия, схемы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания стараюсь включать во все занятия и другие виды деятельности. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. В своей работе использую и нетрадиционные формы занятий с детьми: путешествия в лес, в горы Крыма, путешествие к степным жителям (к животным крымской степи, знакомство с обитателями Черного моря, путешествие к жителям Крымского леса, «Экологический калейдоскоп». Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.

В группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения. Есть картотека комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за комнатными растениями: с утра трогая почву пальцем, понимают, что нужно полить и взрыхлить землю. Заботясь о растениях, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки.

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая за природой, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.

Прогулки тоже широко использую для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала, некоторые семена садовых растений мы с детьми выращиваем, наблюдаем за ходом их роста и развития. На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет?», «Узнай и назови», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных» и др. практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и наблюдая за живыми существами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу.

Провожу подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых играх отражаются явления неживой природы, например, «Бывает- не бывает», «Пауки и мухи», «Муравьи и слон», «Пожар в лесу» и др.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой детского сада – это произведения В. Бианки, Н. Сладкова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Пушкина и другие. После чтения с детьми проводится беседа, в глазах детей видно сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, в которых проявляются у них забота и любовь о братьях наших меньших.

Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьей. Особенность экологического воспитания зависит от примера в поведении взрослых. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. Поэтому я веду работу с родителями в форме информационных листов, индивидуальных бесед. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Поможем птицам зимой», «Смастерим кормушку», «Выставка поделок из бросовых материалов». Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности. Пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к тяжелой самостоятельной жизни домашних животных, желание им помочь.

Опыт моей работы показывает, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практикой.

Считаю, что выбранная мною экологическое направление в работе с дошкольниками – наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи, я надеюсь, воспитать экологически грамотного человека, способного любить, заботиться, защищать и правильно использовать природные ресурсы.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните – что красота на планете

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа!

И пусть восхваляет гимн жизни – Природа!

Т. Петухова

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2024 в 18:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД