Лучший педагог года

Консультация «Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности»

Елена Гринь
Консультация «Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности»

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают повышенные требования к профессиональной компетентности педагога. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога нацеливают на одновременное решение множества задач, таких, как компетентность, творческое развитие, ответственность за результат и последствия профессиональной деятельности. Воспитателю приходится одновременно заниматься педагогической деятельностью, качественно планировать образовательный процесс, обеспечивать индивидуальный подход, участвовать в творческих конкурсах, конференциях, активизировать дошкольников на участие в исследовательской, конкурсной деятельности, публиковаться в научно-практических изданиях, создавать условия для развития информационно-образовательной среды и многое другое. Данная тенденция, зачастую сопровождается негативными последствиями для организма педагога, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией, и в конечном итоге способствует профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию личности педагога [2].

Публикация «Консультация „Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности“» размещена в разделах

В современных исследованиях этнопедагогической направленности поднимается и решается ряд проблем, связанных с формированием новых педагогических умений: адекватно познавать этнокультурные потребности и национально психологические особенности детей [6]; использовать опыт народной педагогики в современных условиях [1]; гармонизовать межличностные отношения в многонациональных детских коллективах [3.4]. В исследованиях современных психологов отмечается, что чем более развивается психика, тем больше оснований для конфликтов. Совершенно справедливо утверждение одного из основоположников глубинной психологии К. Г. Юнга о балансе культурного и природного в психике, о возникновении невроза, в том числе эмоционального выгорания, при доминировании культурного компонента. [7] М. И. Зыкова описывает использование фольклора, как средство эмоционального отреагирования ребенком повседневных сложных ситуаций. Фольклор является уникальным культурным феноменом, в обрядах представляющий модель мира и практически все жизненные ситуации, позволяет «отыграть все внутренние конфликты, переживания…. облекая их в эстетически ценную и законченную форму» [5,с. 80].

Практически нет исследований, посвящённых изучению проблемы влияния этнокультурного направления на профессионально значимые, личностные качества, синдром эмоционального выгорания педагога.

Изучив теоритические аспекты синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и наблюдая за деятельностью педагогов-стажистов МБДОУ «Детский сад №176», которые наиболее подвержены данному синдрому, мы обнаружили, что у коллег, тесно занимающихся этнопедагогической деятельностью, тенденции к эмоциональному выгоранию внешне не выраженно. Зыкова отмечает использование фольклора, как эффективного психотерапевтического средства в работе с детьми. Мы предположили аналогичное влияние фольклорных обрядов и игр на взрослых, активно применяющих в своей деятельности этнопедагогику. В связи с чем провели исследование, направленное на выявление степени влияния одного из основных направлений деятельности МБДОУ – этнокультурной направленности на личностный рост педагога и формирование профессионально значимых качеств.

В МБДОУ «Детский сад №176», расположенном в сельской местности, погружённость в этническую традиционную культуру является логичной и естественной. Дети, вместе с родителями убирают урожай, ухаживают за домашними животными, принимают посильное участие в рукоделии, цикличные праздники аграрного календаря (Оспоженки, Осенины, Масленица и др.) – само собой разумеющиеся события в сельской жизни. Педагоги с большим энтузиазмом готовятся к традиционным праздникам (вместе с детьми лепят и раскрашивают игрушки, вышивают, пекут птичек из теста, организуют проектную деятельность («Фольклор – круглый год», «Куклы из бабушкиного сундучка», мастер-классы для родителей («Народные игры», «Изготовление тряпичных кукол», «Колыбельная в жизни ребёнка», на которых царит непринуждённо-творческая, домашняя атмосфера. О высоком уровне внутренней мотивации педагогов к данному виду деятельности свидетельствует стремление поделиться опытом с коллегами других регионов в рамках сетевого взаимодействия, организация мастер-классов для всех желающих за пределами рабочего времени в выходные и праздничные дни.

Фольклорная направленность прослеживается и при организации современных праздников (Новый Год, Защитники Отечества, День матери и т. д.) с участием детей и родителей, на которых играют в традиционные подвижные игры, участвуют народные герои, проводятся шуточные конкурсы («Смотай клубочек», «Определи кашу по вкусу» и т. д.). Применение традиционной направленности позволяет сблизиться детско-взрослому сообществу, делает общение непосредственным, позитивным и эмоционально насыщенным. Логическим продолжением данной тематики явились конкурсы мастерства среди педагогов («Лучшая мастерица», «Хозяюшка №1», организованными по их инициативе. Педагоги на корпоративных мероприятиях также играют в народные игры («Как у дяди Трифона», «Золотые ворота», «Шишки, жёлуди, орехи» и др., водят хороводы, поют народные песни, чествуют именинников.

В проведё нном исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда, направленный на выявление эмоциональных компонентов отношений личности [8]; методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко для выявления симптомов эмоционального выгорания, уровня сформированности и выявления фаз развития СЭВ (напряжение, резистенция, истощение) [9].

В результате анализа показателей выгорания было выявлено, что среднее значение показателя выгорания у педагогов МБДОУ №176 составило 48,95 баллов (из 360 максимально возможных, что соответствует крайне низкому уровню выгорания. При этом наблюдается выраженная эмоционально положительная привязка большинства педагогов к событиям этнокультурной направленности, к детскому коллективу, коллегам, дошкольному учреждению в целом. Педагоги отмечают снижение утомляемости, усталости и тревоги; развитие и формирование жизненного тонуса, творческих способностей, навыков снятия психоэмоционального напряжения; роста рефлексии и уверенности в своих силах после проведений народных праздников и гуляний, желание осуществлять профессиональную деятельность.

Проведённое исследование вносит определённый вклад в решение проблем профилактики профессионального выгорания педагогов, позволяет сделать вывод о том, что работа в этнокультурном направлении заслуженно может быть причислена к эффективным личностно ориентированным, здоровьесберегающим технологиям, позволяющим педагогам осуществлять профилактику эмоционального выгорания и реализовывать себя в профессиональном и личностном росте.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1. Ангарова Э. Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских национальных традиций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1996.- 19 с.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /Бойко В. В. – СПб. : Питер – 1993.

3. Гарунов Э. Г. Школа со смешанным национальным составом. // Народное образование. № 5, 1993.- с. 60-64.

4. Гасанов З. Т. Национальные отношения и формирование культуры межнациональных отношений. // Педагогика. № 6, 1996.-с. 51-55.

5. Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 160с.

6. Саракуев Э. А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателя вуза: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1991. 20 с.

7. Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М., 1998.

8. https://www.psyoffice.ru/

9. https://5psy.ru/

Публикации по теме:

Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание";.

Мастер-класс с воспитателями «Профилактика психоэмоционального выгорания» - Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Для того, чтобы вам была ясна цель нашего занятия окунемся в историю. Вступление.

Профилактика профессионального выгорания педагога Профилактика профессионального выгорания педагога Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся: - люди, перегруженные ответственностью,.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности»
Опубликовано: 2 мая 2019 в 06:44
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД