Статья «Психологическая готовность детей к школе»

Ткачева Татьяна
Статья «Психологическая готовность детей к школе»

Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. В Концепции говорится, что «Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную». Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой.

Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Симонович и др.). Интерес к ней не ослабевает и по сей день, как у ученых, так и у практиков.

Что же такое готовность к обучению в школе?

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности.

Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Поэтому, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая,

эмоционально - волевая готовность.

Таким образом, работая над проблемой психологической готовности детей к школе, я поставила своей целью:

Содействие адаптации психически здорового ребенка к школьному обучению.

Задачи:

- выявлять психологические особенности ребёнка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

- способствовать формированию навыков учебной деятельности (способности включаться в общую деятельность, умению слышать и понимать учителя, удерживать в памяти его задание, сравнивать качество выполнения задания с образцом и т. д.);

- повысить уровень произвольности психических процессов и поведения будущих первоклассников;

- повысить уровень психомоторной готовности детей к письму;

- способствовать повышению уровня общих интеллектуальных способностей детей (умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира и др.);

Итак, свою работу я начинаю с диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале и в конце учебного года.

Для определения их психологической готовности к обучению в школе я использую следующие методики:

- тест школьной зрелости Керна-Йерасика (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп); срисовывание группы точек);

- методики Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера:

«Графический диктант» (на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого);

«Образец и правило» (одновременное следование в своей работе образцу (задание: нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (выполнение условия: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником);

- тест школьной зрелости Н. И. Гуткиной «Домик» (срисовать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв);

- методика «Разрезные картинки» (ребенку даю части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целое изображение);

- методика А. Л. Венгера «Лабиринт» (ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта);

- методики на определение уровня понятийного аппарата или словесно-логического мышления:

- «Объяснение сюжетных картинок» (ребенку показываю картинку и прошу рассказать, что на ней нарисовано, или дать название рисунку);

- серия сюжетных картинок «Последовательность событий» (ребенок должен выстроить из них правильный ряд и рассказать, как развивались события);

- методика исключения предметов «Третий (четвертый) лишний»;

- методики на определение уровня развития памяти зрительной и слуховой:

- методика А. Р. Лурия «10 слов» (ребенку предлагаю прослушать 10 слов и повторить те слова, которые запомнил);

- методика «10 предметов» (ребенку предлагаю посмотреть на рисунок, который затем убираю, и назвать предметы, какие запомнил).

Результаты обследования по каждой методике заношу в протоколы и в сводные таблицы «Диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитателям подготовительных групп предоставляю количественные и качественные данные диагностики и даю рекомендации: кому из детей необходимо дополнительно развивать тот или иной познавательный процесс и, с помощью каких игр и упражнений.

Какие же коррекционно-развивающие занятия с детьми я провожу, и в какой форме? Детям очень нравятся занятия в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т. д.

(конспекты занятий смотри в приложении № 2)

На одном и том же занятии, я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть; рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться впечатлениями. Но что бы мы не делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника.

В своей работе я использую следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

- игры и упражнения на развитие внимания:

«Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие.

- игры и упражнения на развитие памяти:

«Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозайки так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др.

- игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности:

«Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др.

- игры и упражнения на развитие восприятия:

«Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др.

- игры и упражнения на развитие воображения:

«Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если?» и др.

- игровые упражнения по подготовке руки детей к письму:

«Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др.

Благодаря используемым играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций.

Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Для профилактики тревожности предлагаю воспитателям подготовительных групп заранее готовить детей к переходу в школу: обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью необходимо проводить с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе (например, М. А. Панфилова «Лесная школа», где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным условиям.

Ещё одно направление в моей работе по развитию психологической готовности детей к школе – просвещение родителей будущих выпускников по данной проблеме. Я выступаю на родительских собраниях с докладами: «Старт во взрослую жизнь», «Готов ли Ваш ребенок к школе, «Если Ваш ребенок левша» и др. В родительский уголок выпускаю газеты: «Как определить ведущую руку ребенка», «Скоро в школу», «Как усмирить агрессивность», «Путешествуем слева направо» и т. д.

В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даю родителям рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период.

Консультативно-просветительскую работу в течение всего учебного года веду с педагогами ДОУ. Я выступаю на педагогических советах, принимаю участие в круглых столах по преемственности обучения в ДОУ и школе, провожу деловые игры, психологические тренинги, на которых раскрываю интересующие воспитателей темы по подготовке детей к школе. Показываю, как применять в работе те или иные коррекционные игры и упражнения, как разрешать детские конфликты, и что значит – психологическая готовность к школе.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Статья «Психологическая готовность детей к школе»
Опубликовано: 9 сентября 2013 в 21:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...