Получи документы

Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Макулова Ирина Викторовна
Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Современный ребенок находится в наше время под влиянием множества факторов риска для его психологического здоровья и самочувствия: раннее обучение, которое нередко вступает в противоречие с потребностью ребенка к спонтанной игре; завышенные требования и ожидания родителей к интеллектуальной успешности ребенка (читать, считать, говорить на иностранном языке и др.); эмоциональные перегрузки от влияния мультфильмов, современных гаджетов, игр интернета. Все это рождает у ребенка психоэмоциональное напряжение, которое проявляется нарушениями здоровья (тики, навязчивые движения, энурезы и т. п, а также проблемами в поведении : агрессивностью, конфликтностью, страхами, отказом от общения со сверстниками или взрослыми. Поэтому очень часто к психологу дошкольного учреждения обращаются родители и воспитатели детей старшего дошкольного возраста с запросом помочь ребенку социально приемлемым способом снять психоэмоциональное напряжение и научить методам саморегуляции своего эмоционального состояния.

Публикация «Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах

Поскольку основные проблемы старших дошкольников лежат в области социально-эмоциональной сферы, психологом была определена цель и задачи работы в этом направлении.

Цель – создание условий для социально-эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста через развитие самосознания, эмоциональной саморегуляции и навыков общения.

Далее были определены задачи:

1. Способствовать осознанию детьми своих характерных особенностей, потребностей, эмоциональных состояний.

2. Содействовать формированию навыков эмоциональной саморегуляции детей.

3. Совершенствовать навыки совместной деятельности и межличностного общения дошкольников.

Реализация данных задач строится на основе психологических занятий с детьми.

Принципы проведения занятий с детьми:

• системность подачи материала

• наглядность обучения

• системность коррекционных, профилактических и развивающих задач

• деятельностный принцип коррекции

• опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития

• доступность и учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей

• дифференцированный подход

• копмлексность методов психологического воздействия

• активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком

• принцип усложнения

• учет объема и степени разнообразия материала

• учет эмоциональной сложности материала

В качестве основных средств (методов и приемов) коррекционно-развивающей работы используются:

• ролевые игры;

психогимнастические этюды и игры;

• коммуникативные игры;

• игры, направленные на развитие произвольности и воображения;

• упражнения (подражательско-исполнительного и творческого характера);

• моделирование и анализ проблемных ситуаций;

• групповое обсуждение различных чувств;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• беседы;

• задания с использованием терапевтических метафор;

• свободное и тематическое рисование;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• слушание музыки;

• выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах;

• импровизация;

• сочинение историй;

• рассказ педагога и рассказ детей.

Ожидаемые результаты занятий в общем виде можно сформулировать следующим образом:

1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребенка.

2. Контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников.

3. Зрелое (соответствующее возрасту) поведение в социальных контактах и деятельности.

Психологическая работа созданию условий для социально-эмоционального благополучия старших дошкольников реализуется на занятиях в несколько этапов.

1 этап – ориентировочный или подготовительный. Цель – создание положительного эмоционального настроя детей на занятие, повышение уверенности в себе, снятие страхов, установление атмосферы доверия и общности в группе.

На данном этапе в группе определялись правила и особые ритуалы общения, настраивающие ребят на позитивное, творческое взаимодействие, повышающее доверие к взрослому и друг к другу. Также проводилась работа психолога по развитию у ребят самоуважения, уверенности в себе, повышению собственной самооценки. Этому способствовали упражнения «Я могу…» (дети называли то, что они умеют делать хорошо, «Я добьюсь», (говорили о том, чему научаться скоро, «Я хочу…» (чего хотят в будущем). Такие упражнения помогают ребенку создавать образ самого себя как умелого, сильного, волевого, ответственного человека. Это способствует осознанию своих эмоциональных переживаний, осмыслению отношения к себе, стабилизации самооценки.

2 этап – исследовательский. Цель – создание условий для понимания и осмысления детьми своих эмоций, потребностей, поведения.

На данном этапе дети подробно изучали проявления разных эмоций в повседневной жизни, музыке,искусстве, осознавали их причины и последствия.

На занятиях использовалась дидактические игры и пособия «Азбука настроений», «Кубик настроений», в которых дети могли выбирать карточки, соответствующие заданной эмоции, прослушанному музыкальному произведению, стихотворению, а также своему собственному настроению (в этом случае задавался вопрос «Почему у тебя такое настроение?», который побуждал ребенка к осмыслению того, какие поступки, действия, отношения влияют на настроение людей).

Большое внимание уделялось сравнению нескольких эмоций (страх и удивление, радость и гордость, вина и робость). Дети, сравнивая различные рисунки людей, испытывающих разные чувства, музыкальные произведения, эмоциональную окраску стихотворений, лучше дифференцируют эмоциональные состояния и настроения.

Большое место было уделено пониманию детьми смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях.

Почти все занятия второго этапа предусматривали привлечение материала сказок. Анализируя основные события и переживания персонажей, дети сопоставляют их с собственным личным опытом. Это помогает им разбираться в не простых жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях.

Занятия заканчивались определенным ритуалом подведения итогов, когда дети отвечали на следующий вопрос: что я нового сегодня узнал и что я хотел бы узнать еще? Отвечая для себя на этот вопрос, дети лучше понимают себя, свои предпочтения, свои черты характера, формируется мотивация к дальнейшим занятиям.

3 этап – практический. Цель – научить ребенка через игру адекватным способам выражения эмоций и эффективным навыкам саморегуляции своего состояния.

На этом этапе велась работа по обучению детей навыкам выражения чувств, способам владения собой в разных эмоциях, способности к напряжению и расслаблению мышц лица и тела, релаксации, дыхательным упражнениям, способам поднять себе настроение разными видами деятельности, способности предвидеть последствия своих поступков. Эти приемы способствуют не только избавлению от неприятных эмоций, но и осознанному поведению, что делает общение более эффективным. Необходимо добиваться у ребенка ровного положительного тона его эмоционального состояния, который является необходимым фоном любого вида деятельности.

Занятия заканчивались определенным ритуалом и подведением итогов, когда дети отвечали на следующие вопросы:

• Что нового сегодня попробовали, испытали?

• Чему я сегодня научился?

• Что понравилось больше всего?

• Что было самым трудным?

Такой анализ занятия совместно с детьми способствует осознанию ребятами того, чем они занимались, что у них хорошо получилось, а что для них пока трудно, какие перспективы работы на будущее. А ведь осознанность – это основная черта произвольного поведения, когда ребенок знает, что, как и зачем он делает. А произвольность необходима нам для управления своими эмоциями и поведением.

4 этап – аналитический. Цель – осознать и вербализировать детьми полученные навыки, решая проблемные ситуации общения, обучая других тому, чем владеют сами.

На данном этапе ребята выступают в качестве экспертов, помогая другим снимать психоэмоциональное напряжение, разрешать проблемы поведения и общения. На этом этапе хорошо использовать сказкотерапию, мультфильмы, проблемные ситуации, с которыми сталкиваются ребята. Также на этом этапе можно использовать создание детьми совместных творческих работ, коллажей на темы «Как прогнать злость?», «Спокойствие, только спокойствие» и другие актуальные темы. Важно, чтобы ребята могли поделиться личным опытом гармонизации своего эмоционального состояния, рассказать о способах выхода из проблемных ситуаций, осознать свои поведенческие ресурсы и предвидеть последствия своих действий в общении с другими.

Осмысляя проводимую нами работу, мы можем выделить факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние на социально-эмоциональное благополучие. К ним относятся:

состояние соматического здоровья ребенка

стиль взаимодействия взрослого с детьми

переживание ситуации успеха или неудачи в деятельности ребенка

уровень развития эмоциональной восприимчивости ребенка

обстановка ребенка в семье

Необходимо отметить, что эффективность проводимых занятий напрямую зависит от степени включенности в эту работу ближайшего социального окружения ребенка, его родителей, воспитателей. Взаимодействие взрослых, их личный пример, оценка действий ребенка оказывают решающее влияние на то, закрепятся и приживутся ли новые формы поведения у дошкольников.

Литература

1. Афонькина Ю. А., Галай И. А., Трифонова Н. И. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника : технология здоровьесбережения. -М. :АРКТИ, 2014.- 120с.

2. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. : учебно-методическое пособие в 2 частях / Н. С. Ежкова. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 127с.

3. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, -136с. : ил. - (Коррекционная педагогика)

4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. - М. : Генезис, 2002.- 208с.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с., ил.

6. Прима Е. В. и др. Развитие у шестилетних детей социальной уверенности : Учебное пособие / Е. В. Прима, Л. В. Филиппова, Н. Ю. Молостова, И. Н. Кольцова, Ю. А. Лебедев. – М. : Московский психолого-социальный институт, Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, Гуманитарно-худож. ин-т, 2001. – 254с.

7. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, -160с.

8. Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения/Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/ Д:Феникс, 2013, 29с.

9. Формирование нравственного здоровья дошкольников : Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. - М. : ТЦ Сфера, 2003. – 64с.

10. Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей : Сборник упражнений и игр – М. : Издательство «Книголюб», 2007.- 48с.

11. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2003. – 176с.

12. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр “Академия”, 2003.- 176с.

Публикации по теме:

Консультация «Профилактика плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста» Тест на плоскостопие Смажьте подошвы красящим веще-ством (гуашь, йод, зеленка и др., мож-но жирным кремом. Затем на листе бу-маге оставьте.

Консультация для педагогов ДОО «Преодоление трудностей коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях ДОО» Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в бедности контактов со сверстниками.

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в социально-коммуникативном развитии.

Проблема формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы ДОО Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной.

Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования (ФГОС) Одной из основных характеристик общего развития ребенка является формирование речи. Речь-это важнейший психический процесс, обеспечивающий.

Психологическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованное сердце» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева», беседа о том, что помогло.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО Костенко Александры Александровны, Сироштаненко Т. Г. АНАПСКИЙ.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 09:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД