Папки-передвижки

Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Людмила Михайлова
Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Согласно данным исследований в коррекционной педагогике и психологии в настоящее время в мире живут около 180 миллионов детей с нарушениями зрения. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся все более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки. В исследованиях многих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как «важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности» [4].

Публикация «Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эмоциональная сфера многими известными педагогами и психологами выводится в ранг базовых образований личности дошкольников, ее «центрального звена» [1], «ядра индивидуальности» [2], первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире. Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности не только нормально развивающегося ребенка дошкольного возраста (П. К. Анохин, Э. Даффи, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. Г. Маклаков, Р. Плутчик, К. Изард, П. В. Симонов,Л. Д. Столяренко, Е. Н. Каменская, С. Л. Рубинштейн, А. М. Щетинина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. И. Додонов, В. С. Мухина, И. В. Шаповаленко, М. Е. Хилько, М. С. Ткачева, Р. Шпитц, Ф. А. Вольф, И. Ю. Кулагиной, О. А. Карабанова, В. П. Зинченко, Ю. А. Макаренко, Е. И. Туревской, М. В. Гамезо, О. А. Карабанова, А. Н. Лук, Е. П. Ильин, Е. И. Изотовой, Г. М.) но и ребенка с нарушением зрения (Г. М. Бреслав, Л. И. Божович, Г. А. Буткина, В. П. Гудонис, Я. Дембовский, М. И. Земцова, В. П. Ермаков, Ю. А. Макаренко, Ю. М. Миланич, Л. И. Солнцева, С. А. Тимофеева, Л. И. Фильчикова, А. Г. Литвак, У. МакДугалл, Л. И. Плаксина).

М. И. Земцова и Л. И. Солнцева отмечали, что нарушение зрения влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида, настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. В том и другом случае подчеркивалось отличие эмоциональных состояний незрячих от нормы, причем подобные изменения считались типичными проявлениями поведения слепых [3, 5].

Анализ литературных источников показывает, что специальных психологических исследований, посвященных трудностям эмоционального развития детей с нарушениями зрения крайне мало. Целью экспериментального исследования было изучение особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в сравнении с детьми с нормальным зрением.

В соответствии с поставленной целью перед нами стояли следующие задачи:

1. Определить особенности эмоциональной сферы у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.

1. Определить особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Для реализации поставленных задач были применены следующие экспериментальные методики: 1) методика «Тест руки»; 2) методика «Изучение паралингвистических средств общения». Учитывая контингент детей, нам пришлось адаптировать вышеназванные методики. Мы увеличили размеры предлагаемых изображений.

Целью методики «Тест руки» (Э. Вагнер) было выявление наличия ожидаемой агрессии со стороны окружения, определение активной или пассивной личностной позиции.

Стимульный материал состоял из 10 карточек: 9 с фиксированным изображением кисти и одна чистая; бланк результатов, часы для замерения начала времени реакции. Ребенку в определенной последовательности в фиксированном положении предъявляются карточки с изображениями кисти. Карточки можно поворачивать и при ответе держать в любом положении. Экспериментатор отмечает время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора. Ответы фиксируются в бланке результатов, как и время, понадобившееся для обдумывания до начала ответа.

В ходе исследования по методике «Тест руки» у детей с нормальным зрением и детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты. У 5 % детей с нормальным развитием и 10 % детей с нарушениями зрения преобладает тенденция ожидания агрессии извне, тревожность по поводу агрессивного поведения окружающих. Для этих детей характерно снижение общего уровня психической активности, тенденция к неблагополучию личностной адаптации или даже формирующейся социально-психологической дезадаптации ребенка.

У 95 % нормально развивающихся детей и 90 % детей с нарушениями зрения можно говорить о преобладании истинно агрессивного поведения. В то же время у этих детей наблюдается достаточный уровень общей психической активности, достаточная личностная адаптированность в социуме. В отличие от нормы, дети с нарушениями зрения выполняли задание в более медленном темпе. У этих детей наблюдается увеличение латентного времени реакции. Тревожность по поводу поведения окружающих более характерна детям с нарушениями зрения.

С помощью методики «Изучение паралингвистических средств общения» мы провели исследование уровня знаний нормально развивающихся детей и детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста о паралингвистических средствах общения, в частности мимики.

Ребенку предлагается показать забавные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев, удивление) с помощью паралингвистических средств общения (мимики).

Для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста более свойственен высокий уровень знаний о паралингвистических средствах общения – 57,8 %, средний уровень имеют 26,3 % детей и низкий уровень наблюдается у 15,8 %. Дети слушали инструкцию выполнения задания спокойно, вслушиваясь в смысл каждого слова. К выполнению задания приступали с интересом.

Детям с нарушениями зрения характерен низкий уровень знаний о паралингвистических средствах общения – 70 %, высокий уровень наблюдается у 10 % детей и средний уровень – 20 %. Детям было трудно понять инструкцию. Многие нуждались в наводящих вопросах. Но само задание вызывало у детей с нарушениями зрения интерес.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что паралингвистические средства общения наиболее лучше развиты у детей с нормальным зрением.

Исследование паралингвистических средств общения проводилось по заданию, направленному на изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции. После предъявления инструкции большинство детей вначале отказывалось выполнять задание, мотивируя это тем, что «кривляться нехорошо», «рожицы показывать нельзя». Наиболее часто это наблюдалось у детей с нормальным зрением.

В ходе выполнения задания дети, имеющие высокий и средний уровень, наиболее ярко представляли в лицевой экспрессии нужную эмоцию, что не наблюдалось у детей с низким уровнем. Они не могли отобразить на лице нужную эмоцию, даже при использовании подсказок. От этих детей можно было услышать : «Я не умею».

Наибольшие трудности у детей вызывала эмоция «удивления». С ней не справилось 16 % нормально развивающихся детей и 70 % детей с нарушениями зрения.

Таким образом, можно констатировать, что паралингвистические средства общения наиболее лучше развиты у нормально развивающихся детей.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М. – 1982.

2. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника : Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. – М., 1985. – 120 с.

3. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М. И. Земцова. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 419 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2007. – 713 с.

5. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М. : Полиграф сервис, 2000. – 250 с.

Публикации по теме:

Коррекционная театрализованная деятельность с детьми с нарушением зрения «Наш сказочный мир»Коррекционная театрализованная деятельность с детьми с нарушением зрения «Наш сказочный мир» Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: перевоплощаются в тот.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 17:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД