Лучший педагог года

Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Людмила Михайлова
Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Затрагивая вопрос о формировании эмоциональной сферы у ребенка с нарушением зрения, мы говорим о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставании в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов.

Публикация «Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

Многие исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что начало детской деятельности – это игра. Д. Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых людей. [1, 12]. В. В. Зеньковский пишет: «Игры, в их внутреннем чтении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач». Игра, по мнению В. В. Зеньковского, является «средством телесного и психического выражения чувства» [5].

Игра, по словам А. И. Захарова, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни. [3].

А. И. Захаров выделяет функции игры:

1. диагностическая функция игры - наблюдение за игрой детей и раскрытие переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений. Игра выявляет скрытые проблемы, конфликты.

2. терапевтическая функция игры – преодоление страхов, торможения и излишнего беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций.

3. обучающая функция игры – научение новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделируемых) проблемных ситуациях [4].

В свою очередь В. В. Зеньковский отмечает, что включаясь в игру, ребенок преступает порог застенчивости, страха, одерживает победы и терпит поражения, подражание в игре любимым героям помогает побороть страх, испуг [5].

Особое место в игровой деятельности занимает сюжетно-ролевая игра. В. И. Гарбузов говорит о том, что на основе воспитывающего значения игры можно моделировать различные ситуации из жизни взрослых. Игра выступает как естественное средство против страховых реакций, встречающихся у детей дошкольного возраста [2].

По мнению А. С. Спиваковской базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте являются игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность, восприятие художественных произведений музыки [11].

Можно сделать вывод, что игра может успешно применятся для коррекции эмоциональной сферы как самостоятельный метод, а также в сочетании с другими методами (арт-терапия).

В настоящее время среди ученых существуют разногласия в интерпретации термина «арт-терапия». Разные исследователи ссылаясь на зарубежные и отечественные источники трактуют его по-разному.

Л. Д. Лебедева, А. И. Копытин и другие исследователи связывают арт-терапию с изобразительной деятельностью клиента в контексте психотерапевтических отношений с целью достижения лечебно-коррекционного, развивающего либо профилактического эффекта [8, 7].

Л. Д. Лебедева и А. А. Осипова указали основные цели арттерапевтического воздейстивя в ходе психокоррекционной работы с детьми, среди которых [8, 10] :

представить детям возможность выражать в социально приемлемой форме свои чувства, тревогу, беспокойство, эмоциональное напряжение, агрессивность, внутренний конфликт и другие сильные негативные эмоции,

проработать мысли, чувства и негативные эмоции, которые ребенок привык подавлять,

научить ребенка распознавать чувства и вербализовать свои переживания через продукты художественного творчества.

Однако, по мнению авторов, арт-терапия не ставит своей целью целенаправленное обучение детей и формирование навыков и умений в каком-либо виде художественной деятельности. Она служит эффективным способом освобождения личности ребенка от внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний, средством повышения самооценки и личностного роста [8, 10].

Ю. М. Миланич рекомендует в процессе рисования страхов использовать прием «эмотивных переживаний». Данный прием предполагает использование тормозящих страх позитивных переживаний в ходе изображения истории, которую рассказывает психолог. Главными героями этой истории становятся сам ребенок и объект его страха [9].

О. А. Карабанова предлагает следующую последовательность игровых процедур при коррекции страхов и тревожности у детей :

восприятие образца поведения в разыгрываемой стрессогенной ситуации,

обсуждение «старых» (неуспешных) и новых эмоционально-адекватных способов поведения,

практическая обработка эмоционально-адекватных поведенческих реакций на занятиях,

закрепление поведенческих реакций в реальной обстановке в виде «домашних заданий» [6].

По данным А. И. Захарова, рисование страхов в половине случаев устраняет страхи посредством определенным образом направленного рисования [3].

Таким образом можно сделать вывод, что использование игры и методов арт-терапии дает возможность ребенку выпустить свои чувства и переживания, желания и мечты, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей, оказывает влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний, существенно повышает уверенность в себе.

Литература

1. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Т. 2. – М. – 1982.

2. Гарбузов, В. И. Нервные дети : советы врача / В. И. Гарбузов. – СПБ. : Медицина, 1990. – 176 с.

3. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПБ. : СОЮЗ, 2004. – 448 с.

4. Захаров, А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. – СПБ. : КАРО, 2006. – 416 с.

5. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург. : 2003. – 146 с.

6. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития / О. А. Карабанова. – М. : Академия, 1997. – 192 с.

7. Копытин, А. И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – СПБ. : Речь, 2010. – 256 с.

8. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПБ. : Речь, 2008. – 256 с.

9. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста : дис. … канд. психол. наук / Ю. М. Миланич. – СПБ, 1998. – 161 с.

10. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие для студентов / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2000. – 512 с.

11. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. – М. : МГУ, 1988. – 200 с.

12. Эльконин, Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика : проблемы и задачи / Д. Б. Эльконин. – М. : 1989. – 560 с.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 17:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД