Статья «Психоэмоциональное развитие детей коррекционной группы посредством музыкотерапии»

Большакова Сардана
Статья «Психоэмоциональное развитие детей коррекционной группы посредством музыкотерапии»

Большакова С. Н.

Музыкальный руководитель

ЦРР – д/с «Туллукчаана»

с. Ытык - Кюель

Главной задачей педагогов на этапе дошкольного детства - это общее психическое развитие. Особенно эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Как отметил Л. С. Выготский, гармония личности возможна при условии «единства интеллекта и аффекта».

В последние годы становятся все больше детей с различными нарушениями. Но больше всего они отличаются эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, агрессивностью, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Дети часто болеют, гиперопекаемы, поэтому медленно адаптируются в незнакомой обстановке, отстают от программы, и боясь оказаться «незнайкой» могут замкнуться в себе. Они не умеют играть, контактировать с другими детьми часто плачут, выражают свое эмоциональное состояние громкими криками, бесцельно бегают, шумят, мешают другим детям. Учитывая особенности развития детей коррекционной группы в своей работе музыкального руководителя, использую метод музыкотерапии, который является самым эффективным и доступным средством нормализации эмоционального состояния, устранение страхов, двигательных и речевых расстройств, психосамотичных заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Объем и длительность занятий зависит от уровня развития, индивидуального темпа, работоспособности и особенности поведения детей. Каждое занятие начинаю с двигательных и оздоровительных упражнений на дыхание и самомассажа.

Обязательны музыкально дидактические и музыкально подвижные игры. И еще дети очень любят слушать песни с мультфильмов с удовольствием поют вместе с любимыми героями, придумываем пластические этюды, движения, жесты к исполняемой песне. Очень популярны: «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка Львенка и Черепахи», «Бременские музыканты», «Песенка Водяного», «Песенка Винни Пуха», «Облака» и. т. д.

Подвижные игры:

«Собери грибочки по цвету», «Веселые шляпки», «Ручеек», «Булчут уонна куобахтар» (Охотник и зайцы, «Балыксыттар» (Рыбаки, «Кордоох кыыллар» (Веселые зверята, «Карусель», «Паровозик».

Музыкально- дидактические игры:

«Кошка и котенок», «Колокольчик и барабан», «Кто как лает», «Кто в теремочке живет», «Музыкальное лото», «Кто живет у бабушки», «Что как звучит» и. т. д.

Игровые упражнения на развитие мимики:

- Съели кислое яблоко и лимон.

- Рассердились на драчуна (сдвигают брови)

- Встретили подругу (друга)

- Испугались собаки.

- Удивились (широко открываем глаза, приподнимая брови)

- Обиделись (опускаем уголки губ)

- Умеем лукавить (моргают глазами по одному)

Игровые упражнения по обучению жестам:

- Здороваемся

- Покажите высокого дядю, низкого, там вверх, вниз вокруг, я, ты, мы, маленького комарика медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики:

- Расцвели как цветы

- Завяли как травка

- Полетели как птицы

- Крадется лиса

- идут пингвины

- Кыталыктар ункулууллэр (Танец стерхов)

- Жук лежит на спине не может встать

- Мчатся олени

- Убежали мышата

- Ходим как король королева

Театрализованные игры:

«Колобок», «Таал-таал эмээхсин» («Старушка Таал – Таал» якутская нар. сказка, «Стрекоза и муравей», «Муха –Цокотуха», «Репка».

Игры с пиктограммами: «Весело грустно».

Для коррекции речевых расстройств и развития полиритмического слуха использую считалочки и речевые ритмические упражнения со звучащим жестом (хлопки, шлепки, цоканье и. т. д., пропевание гласных звуков с движением рук.

Упражнения для релаксации проводятся в начале занятия с целью настройки, так и в конце с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Тихо звучащая музыка помогает детям лучше расслабляться во время релаксации: «Утро» Э. Трича, «В церкви» П. И. Чайковского, «Раздумье» С. Майкопова, «Порыв» Р. Шумана.

Детское воображение, интерес проявляется и формируется ярче всего игре. Так через музыкальные игры мы добились положительно - эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным занятиям, вовлекли неактивных детей в общую игру. Игра дала детям организованность, ответственность, желание помочь друг другу, интерес и непроизвольное запоминание теоретического материала. Результаты проделанной работы мы увидели в итоговых музыкальных конкурсах – развлечениях.

Литература:

1 Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Музыкальные занятия в детском саду. М. : 1999

2 Ворожцова О. А. Музыкальная арт – терапия для детей. М. : Гном – Пресс, 2004.

3 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. : АРКТИ, 1999.

4 Музыкальный руководитель//ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника» номера 2004, 2005, 2006 г.

5 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред Н,Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. – М. Мозаика – Синтез, 2012, с 304

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Статья «Психоэмоциональное развитие детей коррекционной группы посредством музыкотерапии»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 10:47
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...