Статья: «Радуга здоровья»

Елена Иванова
Статья: «Радуга здоровья»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей».

Статья: «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными проблемами здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20 – 25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок.

Такие дети с большими усилиями, по сравнению со здоровыми, преодолевают трудности в усвоении знаний. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку оно определяется не только физическими возможностями, но и перспективами всестороннего развития дошкольника.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике семейного и общественного воспитания. Они диктуют необходимость поисков эффективных методов и средств их реализации.

Особое значение в рассматривании данной проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества.

В основе оздоровительной работы МБДОУ «Детский сад № 45» является индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом состояния здоровья, уровня психического и физического развития.

Оздоровительные мероприятия, проводимые в нашем дошкольном учреждении, способствуют решению следующих задач:

1)сохранению и укреплению здоровья детей;

2)развитию сенсорных и моторных функций;

3)формированию потребности в двигательной активности;

4)профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

Для преодоления имеющихся у детей нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционно-развивающей работы. Формами такой работы стали физкультурно-оздоровительные технологии: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, самомассаж стоп.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического развития здоровья человека через определенные физические упражнения.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

К каждому упражнению применяем небольшие стихи, что позволяет вызвать у детей дополнительный интерес к занятиям кинезиологической гимнастикой.

Например: «Язычок».

Язычок вы покажите,

На него все посмотрите. (Выдвигать язычок вперед-назад)

«Качание головой»

Покачаем головой –

Неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачать головой из стороны в сторону.

«Поворот»

Ты головкой поверни.

За спиной что? Посмотри! (Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади)

Немаловажную роль в воспитании здорового малыша играет умение ребенка правильно дышать.

Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:

1)повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы;

2)развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в легких.

На развитие дыхания, применяем в работе с детьми упражнения по методике А. Н Стрельниковой. Выполняя упражнения, соблюдаем следующие правила:

•делать активный короткий вдох носом;

•выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;

•вдох делать одновременно с движением;

•все вдохи-движения выполнять в темпе марша.

Например:

1)наклоны вперёд и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох;

2)полуприседы с выдохом, вдох активный, короткий, напряженный, через нос;

3)темповые наклоны вперед – вдох при каждом наклоне.

Так же для умения дышать через нос и правильно выдыхать воздух, используем нетрадиционные предметы: с помощью трубочек для коктейлей, дети учатся выдыхать воздух в стакан с водой, в бутылочку с конфетти; надувать воздушные шары. Используем упражнения, где на выдохе необходимо проговаривать слова (методика Б. С. Толкачева, например: «Самовар» (Стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох через нос. На выдохе отвести локти назад и произнести: «Ф-ф-ф…»).

Выполнение таких упражнений осуществляется под тщательным наблюдением взрослого. Следим за дыханием детей на физкультурных занятиях, гимнастиках, обращаем внимание на плавный, удлиненный выдох, тем самым тренируем дыхательную систему ребенка.

Для правильного выполнения детьми дыхательной гимнастики большое значение имеет исходное положение рук:

•положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких;

•положение в движении рук на уровне головы и выше содействует активации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.

Я считаю, что важны комплексы, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры. Это достигается использованием упражнений для мышц плечевого пояса: поднимание рук вверх, вперед, отведение назад, вращение руками с разной амплитудой, как в плавном темпе рук, так и рывками из разных исходных положений.

Упражнения для мышц туловища развивают и укрепляют дыхательную мускулатуру: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами из разных исходных положений, разнообразное положение туловища.

Хороший результат в профилактике плоскостопия дает самомассаж. Сначала провели разъяснительную работу с детьми (чтение художественной литературы, показ иллюстраций). И только потом начался процесс обучения. С детьми 4-5 лет работа проводилась с каждым ребенком индивидуально: как сделать крепкий кулачок, какими движениями поглаживать и пощипывать ступню. Использовали иллюстративный материал, где полностью расписана методика самомассажа стоп. Приходилось убеждать, что это его собственная ступня и ее надо, обязательно, не только любить, но и беречь. Кроме того, были даны рекомендации родителям по проведению самомассажа в домашних условиях. Главное: упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку. Чтобы упражнения приносили ребенку радость, интерес к гимнастике, и тогда у ребенка будут крепкое физическое здоровье.

Например:

Баю-баю-баиньки, Потирают стопу.

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки, Разминают пальцы стопы.

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить, Поглаживают стопу.

Новы валенки носить.

Также самомассаж ног полезно делать на стуле.

Продолжительность и дозировка зависит от возраста и уровня подготовленности. Достаточно вначале проделывать каждое упражнение в течение 1 минуты, а затем увеличивать продолжительность занятий. Главное не перегружать ребенка.

Непременным условием применения физкультурно-оздоровительных технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное, эмоционально выраженное отношение к детям.

Положительные результаты в оздоровлении дошкольников, возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, а также во взаимодействии с семьей, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Литература:

1. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224. (Здоровый малыш).

2. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.

Автор статьи: воспитатель - Е. М. Иванова

Публикации по теме:

Новогодние композицииНовогодние композиции К Новому году все готовятся, украшая свои дома, жилища. Родители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Статья: «Радуга здоровья»
Опубликовано: 9 февраля 2013 в 14:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Художественная выставка «Темпера» в рамках литературно-поэтического клуба «Поэтика»....
«Мир красок, глубина цвета и неисчерпаемое звучание изобразительного искусства» - под таким девизом прошла очередная художественная выставка,...
Фотоотчет «Домик для скворушки» Мастер-класс по аппликации в младше-средней группе.
Вот и наступила долгожданная весна. Природа просыпается от зимнего сна, побежали говорливые ручьи, стали возвращаться с юга перелётные птицы. С весёлым...
Подснежники из пластиковых пакетов. Экологический мастер-класс с презентацией
В апреле отмечается всемирный день подснежника. Этот весенний праздник стал традиционным во многих странах мира. В переводе с латинского языка подснежник...
Мастер-класс пасхальная композиция на тему: «Петушок с семьёй»
Мастер - класс пасхальная композиция на тему: "Петушок с семьёй" Близится праздник Светлой пасхи. Скоро начнутся предпраздничные хлопоты, поэтому...
Фотоотчет о подготовке к конкурсу «Огород на подоконнике»
В нашем детском саду «Колокольчик» объявлен конкурс на лучший огород на подоконнике. Засучив рукава, мы с напарницей Глуходедовой Татьяной Николаевной и...